Фильм "Остров": нельзя пройти мимо!Культура и искусство

Новости культуры, фильмы, выставки. Куда сходить с детьми или с супругом (супругой). Многодетные в искусстве настоящего и прошлого.

Модератор: Задумка

Аватара пользователя
Марина Ш.
Участник форума
Всего сообщений: 988
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сыновей: 4
Дочерей: 2
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: высшее
Профессия: веду сайт orthlib.ru
Многод.организация: не состою
Откуда: Новосибирск
Возраст: 49
 

Сообщение Марина Ш. »

СергейКА:
как всё-таки церковь отнеслась к фильму?
Я слышал, что Патриарх высказался очень положительно, но это только слухи, ничего не читал по этому поводу :(
Патриарх не только высказался положительно, но и наградил актеров патриаршими грамотами, лично выразил поработавшим над фильмом благодарность.

Все напоминают в своих письмах о моем постинге, где я, в качестве примера того, что фильм художественный, и так его и надо воспринимать, привела историческое несоответствие с ситуациями со старцами в 70 годах. Ну поймите же, что не хотела я умалить значение фильма, просто чтобы было понимание и этой стороны вопроса: это фильм будящий душу, а не историко-исследовательский или церковно-катехизационный :)

Мне самой фильм очень понравился.

Добавлено спустя 13 минут 29 секунд:

Elena, царапает православных не отношение героя Мамонова к службе (кстати, оно вполне нормальное, молился-то он не в ту сторону из-за прозорливости о пожаре), такого рода проявления бывали и у святых-юродивых, и это воспринимается нормально. Слышала мнения несогласных с ситуационными обыгрываниями фильма. Ну, напр., не может верующая девушка, доросшая до визита к старцу, просить благословения на аборт, настолько очевидно недопустимая это вещь. Петух, занесенный в храм, и монастырь без ограды... Многих православных смущало последнее напутствие старца ("живи, как живешь, только большого греха не сделай").
Пс. 38:2 Сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило.
Реклама
Максим Максимыч
 

Сообщение Максим Максимыч »

Невидимый соавтор

В одном питерском издательстве опубликован киносценарий фильма "Остров"(http://www.rusk.ru/st.php?idar=111012). По отзывам читавших критиков, - "... - это несовершенный, усложненный излишними подробностями текст", но "Дм. Соболев - это автор, который без всякого притворства ищет Бога - и в своей собственной жизни, и в творчестве", что заслуживает уважения. Спаси, Господи, раба твоего Дмитрия.
Режиссер Павел Лунгин снял видимо лучший фильм в своей творческой биографии. Тот, кто видел его предыдущие работы и читал о последнем фильме, думаю, со мной согласится. Православные критики также отмечают: " То, что удалось сделать Лунгину, забудется не скоро, и еще долго будет волновать людей и вызывать споры. Как у нас нередко случается, получился не просто фильм, а гораздо больше, чем фильм. Это серьезное культурное явление, дающее повод к глубоким размышлениям о нашей жизни. И здесь простым киноведческим анализом не отделаться, поскольку мы столкнулись с совершенно поразительным феноменом - появлением на экране фильма, в котором главным действующим лицом является никто иной, как сам Господь. Только промыслом Божьим можно объяснить создание и выход на экраны этого замечательного фильма.

Сам сценарий не давал возможности при всей талантливости режиссера сделать ничего подобного.

В процессе съемок открывались новые смыслы, возможно, до сих пор не понятые создателями "Острова". Присутствие на площадке иеромонаха, соборная молитва и соборное делание, страх погрешить против Церкви, помогли пройти между многими "сциллами и харибдами" и не отклониться от Правды Божией.

То, какими скромными, лаконичными, лишенными внешнего эффекта средствами, были решены сложнейшие эпизоды (особенно сцены исцеления и изгнания беса), свидетельствует о явной помощи Божией.

Люди творческие прекрасно знают о необъяснимом действии вдохновнения. Оно приходит неведомо откуда и неведомо куда уходит.

И не нужно выискивать у авторов каких-то особых прав на "Высокое посещение". Здесь, как ни странно, неважна степень воцерковленности авторов. Мы видели сотни фильмов абсолютно воцерковленных режиссеров, которые и отдаленно не приблизились к результату Лунгина со товарищи.

Никто, как Господь избрал эту команду, чтобы в нужное время появился очень нужный фильм о серьезных раздумьях: о предназначении человека, о грехе, покаянии и о Церкви.

В том, что эта картина состоялась, совершенно очевиден элемент чуда."(http://www.rusk.ru/st.php?idar=20441)

Не знаю, Марина, что "царапает" некоторых православных
царапает православных не отношение героя Мамонова к службе...
, но насчет аборта сам был свидетелем просьбы на разрешение у священника. Все, по-моему, очень жизненно и весьма насущно. Как будто вчера сам спрашивал, а сегодня тебе ответили.
По-поводу борьбы за мат. блага - хорошо сказано в эпизоде с архиерейскими сапогами и афонским одеялом. Воистину, "Не хлебом единым жив человек, а всяким словом Божьим." Как бы в этой борьбе не утратить дух любви и сердце сокрушенное.
Аватара пользователя
ИванR
Участник форума
Всего сообщений: 789
Зарегистрирован: 31.10.2006
Я: многодетный папа
Сыновей: 2
Дочерей: 3
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: высшее
Профессия: ветврач-биофизик, преподаватель биологи
Многод.организация: не состою
Откуда: г.Москва
Возраст: 49
 

Сообщение ИванR »

Говорить о фильме не могу. Не получается.
Несоответствия и все то, что коробило точно следующих "кодексу предписаний о поведении православного христианина" - не главное.
Фильм - индикатор. На работе одна сотрудница поделилась наблюдением. Ее соседка всегда приходит к ней смотреть новинки кинематографа, но увидев первые кадры фильма заявила: "А-а-а Остров, так я его пятый раз не могу досмотреть... Пойду Дом-2 дома посмотрю." Вот так-то...
С уважением, Иван

P.S. Меня можно найти также на школьном форуме на 1314.ru
Аватара пользователя
СергейКА
Участник форума
Всего сообщений: 40
Зарегистрирован: 21.11.2006
Сыновей: 3
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: высшее
Многод.организация: не состою
Откуда: Домодедовский р-н, МО
 

Сообщение СергейКА »

Максим Максимыч,
во как! Очень интересно было прочитать эту статью (http://www.rusk.ru/st.php?idar=20441).
Удивительно и радостно видеть как совпадает твоё восприятие с чьим-то, при том, что объясняем мы эти ощущения себе самим по-разному.

Кстати, если эта информация правдивая (про присутствие иеромонаха), то для меня кое-что начинает становиться понятным.
С уважением,
Сергей,
который большой КА ;)

Наши звёзды - 06.1994,12.1996,03.2007
Аватара пользователя
Марина Ш.
Участник форума
Всего сообщений: 988
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сыновей: 4
Дочерей: 2
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: высшее
Профессия: веду сайт orthlib.ru
Многод.организация: не состою
Откуда: Новосибирск
Возраст: 49
 

Сообщение Марина Ш. »

О том, что в фильме был консультантом иеромонах, читала еще в ноябре, в Нескучном саде. Причем отец высказывался, что они старались, чтобы не получилось нечаянного богохульства...
Не знаю, Марина, что "царапает" некоторых православных
Один из фактов я уже привела: несоответствие о старцах, о монастырях. Старых верующих, живших по вере, в церкви в те самые семидесятые годы, это покоробило. Мне это было высказано с горечью: этого не было, не могло существовать в то время. Это покоробило так же, как например, высказывание об открытии храмов в то время, когда они продолжали закрываться и т.п.

Другой, тоже достаточно серьезный аргумент я услышала о последней, напутственной фразе отца Анатолия: "живи, как живется, только большого греха не соверши". Эта фраза несколько неожиданна, и не очень соответствует святоотеческому учению о покаянии. Когда я смотрела фильм в первый раз, то обратила на это внимание, но восприняла как личный совет старца герою Дюжева, по знанию его внутренней природы, стремления к совершенству, возможно, и других качеств. Во второй просмотр, в компании полутора сотен православных, в обсуждении, неочевидность этого последнего напутствия старца снова была отмечена. Есть у святых отцов такое сравнение: не так важно, с чем прыгать в омут: с камнем на шее (сиречь, один большой грех) или с мешком песка (т.е. много мелких, обыденных грехов) -- все равно утонешь... Жить, как живется -- не стоит, у нас ведь задача -- выплыть...

Еще раз прошу высказывающихся в теме не бороться с ветряными мельницами. Не оппонировать к моим словам, настырно возражая и утверждая: вы, Марина, неправы, фильм замечательный! Я сама считаю, что фильм замечательный! И написала об этом в нескольких постингах в этом топике. Могу повторить: Фильм прекрасный! Фильм уникальный! Шедевр! Сотню раз с этим соглашусь, это провозглашу. Знание небольших недостатков фильма никак не умаляет его значения, как во всем кинематографе, так и для отдельного человека. Людей мы любим, часто принимая их с недостатками разной природы, почему бы не мыслить так же о фильме?
Пс. 38:2 Сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило.
Аватара пользователя
СергейКА
Участник форума
Всего сообщений: 40
Зарегистрирован: 21.11.2006
Сыновей: 3
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: высшее
Многод.организация: не состою
Откуда: Домодедовский р-н, МО
 

Сообщение СергейКА »

Марина Ш.,
думаю, тут просто ошибка нашего восприятия - типа когда "выдаём желаемое за действительное", только тут нечто другое.
...напутственной фразе отца Анатолия: "живи, как живется, только большого греха не соверши". Эта фраза несколько неожиданна, и не очень соответствует святоотеческому учению о покаянии.
А почему мы вдруг считаем отца Антония святым? Почему его слова считаем частью святоотеческого предания?
Может не фильм врёт, а мы себе врём? Может это мы воспринимаем фильм неправильно - слишком идеализировано - и ждём от него Истины в последней инстанции и во всём?
Мы ведь сами видим там кучу несоответствий и ничего, не считаем это важным (так оно и есть) потому, что в главном схвачено правильное состояние, дух. А в этой фразе вдруг не хотим видеть ничего, что не соответствует нашему представлению о Главном в фильме.
Почему?
Ведь он (отец Антоний) это сказал "примерив по себе" - его за 30 лет "большой" грех измучил. Вот этого он и пожелал избегнуть.
...Когда я смотрела фильм в первый раз, то обратила на это внимание, но восприняла как личный совет старца герою Дюжева, по знанию его внутренней природы, стремления к совершенству, возможно, и других качеств. Во второй просмотр, в компании полутора сотен православных, в обсуждении, неочевидность этого последнего напутствия старца снова была отмечена.
Первый раз правильно восприняла, в рамках предложенного фильмом отношения к точности отдельных деталей. А в обсуждении (вербальное!!!) включился ум, логика и произошла переоценка значимости того, что не вписывается в плоско-логическую схему (на которую только и способен разум), в упрощенное представление о фильме.
...Есть у святых отцов такое сравнение: не так важно, с чем прыгать в омут: с камнем на шее (сиречь, один большой грех) или с мешком песка (т.е. много мелких, обыденных грехов) -- все равно утонешь... Жить, как живется -- не стоит, у нас ведь задача -- выплыть...
Знаем - ну и слава Богу.
А если ум не даёт покоя, то надо его успокоить логически неубиваемым утверждением, что то, что отец Антоний не назвал остальные 999 компонет рецепта "как спастись", не значит, что он их отрицал ;)
С уважением,
Сергей,
который большой КА ;)

Наши звёзды - 06.1994,12.1996,03.2007
Алина
Шестикратный чемпион
Шестикратный чемпион
Всего сообщений: 359
Зарегистрирован: 11.10.2006
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Откуда: Химки
 

Сообщение Алина »

Сегодня прочитала в газете, что Дмитрий Дюжев,сыграв в фильме "Остров" окончательно решил постричься в монахи, потому что только в монастыре чувствует себя по-настоящему спокойным и счастливым.

Добавлено спустя 3 минуты 49 секунд:

СергейКА,
Вы наверное точно знаете, неужели в 70-е годы не было монастырей и таких старцев?! А где же они тогда были?! И откуда появились в 90-е?!
Аватара пользователя
СергейКА
Участник форума
Всего сообщений: 40
Зарегистрирован: 21.11.2006
Сыновей: 3
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: высшее
Многод.организация: не состою
Откуда: Домодедовский р-н, МО
 

Сообщение СергейКА »

Нет, Алина, не могу сказать, что знаю, но, вроде, не все монастыри были закрыты.

А то, что старцы были - так ведь это факт, что тут сомневаться?
Только они были не только в монастырях как, скажем, о.Кирилл (Павлов) в Лавре, но и "в миру" как, например, о.Николай с острова Залит.
И их было не мало!

А когда монастыри начали вновь открываться многие просто стали известны, некоторые "вернулись" с Афона или ещё откуда....

Так что, как в ветхозаветные времена Господь сохранял для Себя праведников в народе даже в периоды полного отпадения Израиля, так и ныне.

"Не бойтесь" :)
С уважением,
Сергей,
который большой КА ;)

Наши звёзды - 06.1994,12.1996,03.2007
Максим Максимыч
 

Сообщение Максим Максимыч »

[quote="Марина Ш."]Из несоответствий: не было в 70 годах таких пустынь, в которых подвизались старцы, чтобы к ним могли начальствующие запросто приезжать. По воспоминаниям наших старых прихожан, вылавливали пустынников даже с вертолетов. А те старцы, что подвизались в то время (схиархимандрит Виталий, старец Севастиан Карагандинский) -- жили в миру, при церквях. Монастырей-то осталось -- по пальцам пересчитать... Многих православных задевали и другие моменты в изображении старца, богослужения, монастыря, и даже внутреннего борения -- они видели неправдоподобность, несоответствие.

Из летописи Псково-печерского монастыря: "Нашу обитель в 50-е гг., вскоре после окончания Великой Отечественной войны, посетил дважды Герой Советского Союза маршал Иван Степанович Конев. Восьмилетним мальчиком он приезжал в монастырь со своей мамой, и на многие годы сохранил яркие впечатления от печерских святынь в своем сердце, пронеся их через огненные испытания Великой Отечественной войны. При первой возможности, посещая Псковскую землю, маршал прибыл в Псково-Печерский монастырь, чтобы поблагодарить Божию Матерь за Ее заступничество в годы войны. Примечательно, что встречал его тогдашний наместник Архимандрит Пимен (Извеков), будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси."(http://www.pskovo-pechersky-monastery.r ... nicle/687/)
О том, что не было на севере во время войны монахов: «22 ноября 1941 года игумен Харитон послал пять иноков во главе с иеромонахом Филагpием для приведения в порядок Валаамского хозяйства. Во время военных действий иноки несколько раз побывали в монастыре. 20 июня 1944 г. они вновь, после очередного посещения, должны были покинуть родную обитель, и на этот раз навсегда.» (http://www.valaam.ru/ru/history/chapter.php?id=412)
О том, что не было старцев в монастырях.
"Именно в Печорах находили себе тогда пристанище иноки, связанные с духовными традициями Оптиной, Вышенской, Макарьевской на реке Лезне и Глинской пустынь - ученики учеников знаменитых старцев. Печерские насельники смогли соприкоснуться и с живыми традициями валаамского монашества, когда в 1957 году к ним прибыли из Финляндии семь братии Ново-Валаамской обители (в 1939 году древний Валаамский монастырь был эвакуирован с островов Ладожского озера, оказавшихся после финской войны в границах СССР).

Это были:

иеросхимонах Михаил,

схиигумен Лука,

игумен Геннадий (позднее трудился на приходском служении, где и скончался),

монах Сергий

и принявшие схиму уже в Печорах схимонах Николай (до схимы Борис),

иеросхимонах Иоанн (до схимы Лавр),

схимонах Герман (до схимы Гурий).

В памяти обители наиболее ярко запечатлелись духовные образы иеросхимонаха Михаила, схиигумена Луки и схимонаха Николая. С их именами связана и основная часть дошедших до нас письменных свидетельств; поэтому именно этим замечательным старцам и посвящена часть книги. Пройдет время, и, возможно, найдутся какие-то иные исторические источники, которые помогут составить хотя бы краткие жизнеописания и других валаамско-печерских иноков. В любом случае даже на основе имеющихся документальных свидетельств можно утверждать, что былые постриженники Валаама, став полноправными насельниками Псково-Печерской обители, внесли в ее духовную сокровищницу и свой благодатный вклад."(http://www.pskovo-pechersky-monastery.r ... laam_olds/).
Что есть несоответствие в "изображении внутреннего борения"? И что есть эталон внутреннего борения, с которого все должны брать пример в своем духовном борении? Не очень понятно и не хочется даже вникать в эти эталоны.
Фильм ведь не о внутрицерковной и монашеской жизни, хотя и об этом тоже, но во вторую очередь. Главное напомнили нам теперь и в кино, слава Богу, о любви Божией к нам грешным.
Аватара пользователя
Марина Ш.
Участник форума
Всего сообщений: 988
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сыновей: 4
Дочерей: 2
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: высшее
Профессия: веду сайт orthlib.ru
Многод.организация: не состою
Откуда: Новосибирск
Возраст: 49
 

Сообщение Марина Ш. »

Мне, видимо, на каждой странице обсуждения придется оправдываться! Хотя ничего плохого в адрес фильма я не сказала. Более того, из постинга в постинг говорю о том, что фильм замечательный.

Максим Максимыч, ваши данные нисколько не опровергают сказанного мною.

Вы приводите пример очень крупной Лавры, а не маленького скита на отшибе (она входит в то число монастырей, о которых я написала: "Монастырей-то осталось -- по пальцам пересчитать... " в первом постинге темы). Сколько таких монастырей по всей России вы знаете, тех, которые хотя бы просто функционировали в семидесятые?

Также и о посещения знаменитыми личностями -- покажите аналогичные материалы о семидесятых, а не в непосредственно послевоенное время. С 1943 года до Хрущева (сиречь 1956-...) в Церкви была относительная оттепель, когда не было открытых гонений, разрешили избрать Патриарха, начался выпуск Журнала Московской Патриархии, вернулась из забугорья и из тюрем-ссылок часть священнослужителей, были и открытые храмы (или хотя бы не закрытые после открытия немцами на бывших под оккупацией территориях), и монастыри (но, опять же, не скиты -- а крупные, во многом -- для заметности на мировой арене лояльности сов. власти к религии). Волна гонений Хрущевского времени, с его угрозой показать последнего попа, плавно перешедшая в холодность брежневского времени не позволяет явления послевоенного времени так просто распространить на семидесятые годы. "Лед тронулся" только в восьмидесятые, причем к концу, к празднованию тысячелетия Крещения Руси.
Что есть несоответствие в "изображении внутреннего борения"?
Чтобы мне ответить на это ваше сомнение-вопрошание, надо еще раз пересмотреть фильм, и вспомнить, что почти два месяца назад при общем просмотре говорили другие православные. Сейчас только помню, что соблазн для них был в разговоре Анатолия с игуменом на улице после спаленных сапог и гоняния бесов.

Добавлено спустя 16 минут 27 секунд:

Маленькие уточнения: я не писала, что старцев не было, не писала, что старцев не было в монастырях, тогда существовавших (более того, с первого постинга приводила примеры обратного). Еще хочу обратить внимание на то, что те пункты, о которых со мной начинают спорить, имеют вполне определенное оформление: "слышала мнение православных, которых задело"... Т.е. я привожу, для ознакомления, точку зрения, апологетом которой сама не являюсь.СергейКА, это относится и к вашему: "включился ум, логика и произошла переоценка значимости" :wink: -- ничего у меня не поменялось, просто я услышала другое мнение :) .
Пс. 38:2 Сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило.
Аватара пользователя
СергейКА
Участник форума
Всего сообщений: 40
Зарегистрирован: 21.11.2006
Сыновей: 3
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: высшее
Многод.организация: не состою
Откуда: Домодедовский р-н, МО
 

Сообщение СергейКА »

СергейКА, это относится и к вашему: "включился ум, логика и произошла переоценка значимости" -- ничего у меня не поменялось, просто я услышала другое мнение :)
Ну хорошо, не у вас "включился", а у них. :)
Смысл то сказанного от этого не меняется. Это могло у многих быть, причём тут вы?
С уважением,
Сергей,
который большой КА ;)

Наши звёзды - 06.1994,12.1996,03.2007
stesha-74
Четырёхкратный чемпион
Четырёхкратный чемпион
Всего сообщений: 67
Зарегистрирован: 11.10.2006
Сыновей: 3
Дочерей: 2
Приёмные дети: есть
Откуда: Москва, ЮВАО, Выхино
 

Сообщение stesha-74 »

http://www.newsru.com/cinema/29jan2007/mamonov.html
А вот, что сам Мамонов сказал про фильм.
Алина
Шестикратный чемпион
Шестикратный чемпион
Всего сообщений: 359
Зарегистрирован: 11.10.2006
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Откуда: Химки
 

Сообщение Алина »

Хорошо он сказал и просто
Аватара пользователя
Марина Ш.
Участник форума
Всего сообщений: 988
Зарегистрирован: 10.11.2006
Сыновей: 4
Дочерей: 2
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: высшее
Профессия: веду сайт orthlib.ru
Многод.организация: не состою
Откуда: Новосибирск
Возраст: 49
 

Сообщение Марина Ш. »

stesha-74, Алина, В приведенном материале мне понравились, скорее, слова Лунгина о простоте фильма: "Мне кажется, что это простота, которая есть в житиях святых. Там тоже же просто все." Они отразили мое самое первое впечатление от фильма, с таким же свежим душевным состоянием встаешь от чтения Житий или Патериков...

СергейКА, не так уж важно, включился ум, или только сердце -- фильм воздействует на разные плоскости человеческого восприятия. Не важно, у меня, или у других. Оценка имеет право быть, имеет место быть, и, кстати, совсем не обязательна к критическому разбору. :wink:

Что касается ожиданий святых напутственных слов. Мне кажется, та же житийная литература настраивает именно на это (вспомним Апостола и Богослова: чадца, любите друг друга ! В Отечнике Брянчанинова -- описание смерти Иоанна Колова, Аввы Агафона и т.п.). Если человек просвещен благодатью Духа настолько, что через него Бог чудотворит (причем часто, регулярно -- по фильму), то тем более вложит в его уста спасительное.
Пс. 38:2 Сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило.
Annete
 

Сообщение Annete »

---
Последний раз редактировалось Annete 13 фев 2007, 15:22, всего редактировалось 1 раз.
Лариса
Участник форума
Всего сообщений: 1257
Зарегистрирован: 08.09.2006
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Многод.организация: Большая семьЯ
Откуда: Москва Марьино
 

Сообщение Лариса »

Annete,
А можно мое личное мнение не совпадет с Вашим? Мне , еще раз повторюсь, понравилось, что смотрела этот фильм с 14-летним подростком, который пересмотрел его потом еще 2 раза. Если Вы заметили, то не всем и не все понравилось в фильме, не "шедевр", к сожалению, но след в душе радостный оставил! :oops:
Annete
 

Сообщение Annete »

---
Последний раз редактировалось Annete 13 фев 2007, 15:21, всего редактировалось 1 раз.
Лариса
Участник форума
Всего сообщений: 1257
Зарегистрирован: 08.09.2006
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Многод.организация: Большая семьЯ
Откуда: Москва Марьино
 

Сообщение Лариса »

но позвольте и мне не совпадать с Вами во вкусах
Позволяю. :wink:
Максим Максимыч
 

Сообщение Максим Максимыч »

Уважаемый Владислав-Марина, после прочтения вашей разгромной рецензии остается ощущение некоторого несоответствия вашей критики предмету обсуждения. С одной стороны, Вы критикуете идейный посыл фильма, а, с другой, Вас не устраивает художественное воплощение этой идеологии. По поводу достоверности изображения русского православного монастыря и его обиходной жизни можно соглашаться или не соглашаться, дело вкуса. Но Вы пишите о возможности-невозможности прощения Богом конкретного человека за конкретный грех, о факте прощения. Большая ответственность с вашей стороны.
1.
«А вот "отец Анатолий"... Ни одного подобного случая я не знаю. Может, я, конечно, человек малообразованный, неначитанный. Может, неисповедимыми путями Божиими и было такое, чтобы подобный жалкий трус, предатель, еще до конца не раскаявший свои иудин грех, нарушивший Божии и людские законы, еще не поняв толком, простил ли его Господь, признающийся отцу наместнику, что "мира в душе нет" - творить чудеса, исцелять, изгонять бесов? Я, правда, знаю историю одного старца, убившего некогда человека. Но, это была совсем другая история. Он, будучи узником советского лагеря, убил надсмотрщика-истязателя, чтобы спасти от смерти его беззащитную жертву.»
Хочется напомнить евангельское: «А если не будете прощать людям согрешения их; то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Матф., гл.6, ст.15.) Примеров раскаявшихся убийц довольно много, в том числе и в житийной литературе, в том числе, ставших старцами и обладавших дарами прозорливости и исцеления. Сами же пишите дальше.
2.
«Несть числа примерам, когда святости, и необыкновенных даров чудотворения сподоблялись от Господа искренне раскаявшиеся разбойники, преступники, еретики, иноверцы... Нет ни капли сомнения - Богу все возможно. Но не припомню ни одного случая, чтобы явная Благодать Божия почивала на человеке мятущемся, не прощеным еще ни Богом, ни людьми.»
Нет безгрешных людей. А кто уже достоверно прощен, тот стал святым в этой жизни. Не многие впоследствии канонизированные святые сподобились такого, а, если и была им такая милость, то обычно перед кончиной. Отцу Анатолию Господь перед смертью тоже послал гонца с благой вестью. Отец Анатолий не мятущийся. Человек. Кающийся - не значит мятущийся. В Божью помощь и благодать отец Анатолий твердо верит, иначе не мог бы сотворить ничесоже. «Чистая совесть» у протестантов, они с миром себе живут и довольны жизнью и считают себя спасенными. Из чего Вы сделали вывод, что отец Анатолий еще не прощен? Что он не исповедывал свой грех? От нас скрыт временной кусок в тридцать послевоенных лет. От нас скрыта Божья воля в отношении его личности, в конце концов. Я уверен, что с таким нераскаянным грехом в монастыре нельзя жить. Я уверен, что Анатолий исповедал его еще во время войны. Но отпустил ли ему такой грех священник? Может ему было сказано: «Молись, молись. Бог тебя только может простить.» Вот он и молится. А самодовольство и успокоенность – не христианские добродетели.
«Фильм, мне кажется, был снят для всех тех, кто не забывает, что человека отличает от животного - чувство стыда и греха.
Старец Анатолий переживает это чувство очень остро, оно не притупилось у него за тридцать лет мучительного покаяния. Ведь человек не может знать до самой смерти, простил ли Бог его смертный грех. И, если жива его совесть, то он будет каяться в нем всю оставшуюся жизнь. Это и делает старец Анатолий - искренне, честно, мужественно. Он день и ночь проводит в труде и молитве, на предельном напряжении, вкладывая в покаяние все силы души и тела.» (http://www.rusk.ru/st.php?idar=111004)
3.
«Одна из темных сторон фильма - взаимоотношения "старца" с Церковью, с Евхаристией, с Таинствами. Мы видим "о. Анатолия" со своим иудиным грехом один на один. Специально подальше уплывает он в пустынное место, чтобы на живописном мху возлежать в покаянной молитве. Остается только догадываться, исповедал ли он кому этот грех, знал и об этом о. наместник, было ли какое-либо духовное окормление у "старца"? Мы видим лишь демонстративное поворачивание в сторону на богослужении. Видим его в стороне от всех, со своей собственной молитвой...»
Старец Анатолий отправляет на Причастие маму с больным мальчиком. Адмиралу Тихону советует исповедаться. «А вы сами, не хотите ли исповедаться?» - говорит он Тихону в своей кочегарке.
«Видим его в стороне от всех, со своей собственной молитвой.»
А как надо молиться?
«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синаногах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату свою и, затворив дверь свою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Матф., гл.6, ст.5, 6.)
«Не знаю, какой православный христианин, будь он трижды прозорлив и чудотворен, откажется на смертном одре от соборования, исповеди, причастия, отходной, в конце концов.»
Откуда вы так уверены, что отец Анатолий отказался от исповеди? В фильме об отказе от исповеди и причастия ничего не сказано.
Главное, что есть в фильме - чувство покаянное у главного героя, прощение ближнего, стремление к любви во Христе. Что-то не припомню в нашем художественном кино ничего подобного. А игра Дюжева и Сухорукова не отменяет этого стремления и правдивости покаянного чувства.

С уважением, М.М.

Добавлено спустя 2 минуты 39 секунд:

Марина! Прошу прощения, уважаемый Вячеслав, а не Владислав.

С уважением, М.М.
Олег Петрук
 

Сообщение Олег Петрук »

Милости всем!
Так как фильм остров прошёл и по нашей семье и по всем домочадцам нашей деревушки «Семейный очаг», разрешите и мне поделиться впечатлениями.
1. Как - то ученики спросили Иисуса Христа:…Как нам различить среди многих учителей, кто истинный, а кто нет… Иисус Христос ответил: …по плодам их узнаете…
Так вот я наблюдаю интересную закономерность, кто бы ни смотрел этот фильм (бедный человек, богатый, чиновник, многодетные родители и т.д.) у всех происходит побуждение более задуматься над вопросом «Зачем я появился на свет?». Большая часть людей задают вопрос « Зачем меня создал творец?». После такого вопроса многие ищут ответ и по благодати Божией его находят.
Так вот фильм как явление оправдывает своё присутствие только по этой причине.
2. Так сложилось, что некоторые мои знакомые и даже родственики имеют отношение к разным рода «сектам». Интересно, что после просмотра фильма, многие плакали, впервые ощутили себя грешниками, появилось желание каяться и вернуться в лоно Православной Церкви. Опять вижу хороший плод.
3. Не знаю, может быть здесь на Дальнем Востоке люди другие, но когда я смотрел «Остров», я был поражен тем как хорошо тот, кто ваял фильм знает иерархию и характер служителей Церкви. Прямо можно имена соединять, всё сходиться.
В общем, много можно ещё перечислять позитивных результатов после просмотра фильма «Остров».
Да и когда в истории человека то, что было от Господа, безропотно принималось и благодарилось (вывел Моисей народ из рабства Египетского - ропот, пророков Господь послал не надо, по просьбе послал царей - опять не те, Иисуса предлагали отпустить – нет, дай нам Вараву и т.д.). Поэтому когда услышал негативное отношение к фильму «Остров», прямо обрадовался ведь это прямое доказательство Божьего присутствия в фильме (знайте, если пойдёте за Мной, будете гонимы).
Есть предложение – если уж так детально разбирать все элементы увиденного (персонажи, одежда, окружающая обстановка, недостаточность духовности в героях фильма и т.д.), то делать это надо до конца.
К примеру, что касается сноски на Свято горца Паисия, то в основе его трудов находиться желание нести как можно больше мира, доброжелательности, кротости, смирения и прощения. Им же оценивается как греховная составляющая желание критики, недоброжелательности, дух не прощения и особенно осуждение. Особо в своих трудах Паисий оберегает нас от людей, которые в светлом видят черное, он называет их людьми с черствыми сердцами.
В заключении приведу в сокращенном виде притчу, которую Паисий использует в своих трудах: “Летит муха. А её спрашивают: « муха говорят здесь много цветов красивых и деревьев, не могла бы ты показать, где эти места?”. Муха отвечает: “Да что вы здесь нет цветов и деревьев! Зато я знаю здесь много мусорных ям и свалок, там такие замечательные вещи можно найти для жизни”.
Летит пчела. Её спрашивают: “Пчела, здесь говорят так много мусорных ям и свалок, не могла ли ты нам их показать?” Пчела отвечает: “Да что вы, здесь нет мусорных ям и свалок. Зато я знаю как здесь много прекрасных цветов и красивых деревьев и на них можно собирать нектар”.
С уважением и любовью к Вам , Олег.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Фильм!!Фильм!!Фильм!!
    элис » » в форуме Юмор для всей семьи
    335 Ответы
    4572 Просмотры
    Последнее сообщение Moz
  • Не могла пройти мимо-Осиротели…
    маняша » » в форуме Тверь
    3 Ответы
    1302 Просмотры
    Последнее сообщение Море позитива
  • Остров Сокровищ
    dona141 » » в форуме Афиша
    0 Ответы
    973 Просмотры
    Последнее сообщение dona141
  • Ищем няню тер. Васильевский остров
    Лапа Нина » » в форуме Санкт-Петербург
    1 Ответы
    340 Просмотры
    Последнее сообщение AlenkaVO

Вернуться в «Культура и искусство»