А теперь про литовскую школу. Информация будет лишь за последние два месяца, но этого хватило, чтобы впервые понять, что такое адекватное отношение к детям.
Марк учится в районной гимназии Sauletekio. С художественным образованием в области музыки, хореографии и искусства. Это русская школа, таких учебных заведений в Вильнюсе хватает, я выбирала, исходя из близости к дому, хотя все советуют белорусскую гимназию, но она очень далеко от нас.
Зачислили ребенка в школу быстро и без проблем. Пришла к директору, объяснила, кто мы и почему в Литве, мы отсканировали паспорт, сделали запрос в литовскую инстанцию, запрос в нашу минскую школу и все. Марк уже учился через день.
В классе примерно по 16 человек. Как объяснила мне педагог, классы разделили, чтобы в помещении было меньше людей и меньше контактов, соответственно. Обязательное ношение масок вне школы. И это касалось только младших классов, так как старшая школа на удаленном обучении. Дети сидят в шашечном порядке, за партой ты один. Родителей в школу не пускают.
Питание платное. Стоимость — 1.5 евро. Воду, бутерброды можно приносить с собой. Тут завтрак в 9.30, обед после уроков, о нем нужно предупреждать заранее – обычно берут дети, которые остаются в продленке. Можно выбирать, что захочет поесть ребенок. Хотите сосиски — будут сосиски. Хотите мясо — будет мясо. Аллергия? Заменим питание. Учительница говорила мне, что старается разнообразить рацион, так как все дети хотят только сосиски, мы посмеялись.
Учебники выдали бесплатно. Дополнительные тетради нужно покупать. Так как мы пришли посреди учебного года, те, что на русском, я ни в одном книжном не нашла. Учительница мне их распечатала сама. За каждую распечатку я заплатила 1.5 евро. За учебник и тетрадь по английскому заплатила 20 с центами евро.
Марк проучился одну неделю в школе и спросил меня: «А можно мы останемся тут жить»? Я спросила: «Почему»? А сын ответил: «Тут на меня никто не кричит». Мы шли домой, в съемную квартиру, я в совершенном раздрае от того, что уехала из родного дома и страны, а мой ребенок говорит, что ему хорошо, потому что на него не кричат.
После каникул объявили, что уходим на удаленное обучение из-за ковида. К слову, те родители, которые вынуждены работать не дома (пожарные, медики и так далее) отправляют детей в школу, за ними присматривают воспитатели, а учатся все равно по планшету. В общем, нужно подключить программу Teams — и вперед.
Я сначала распереживалась: у меня один ноутбук, а денег на покупку планшета нет совсем. Но за несколько дней до старта удаленки педагог написала в чате, что тем, у кого нет планшетов, в школе их выдадут. До сих пор помню свое удивление. Как это, выдадут планшеты? А вот так. Samsung Galaxy с зарядкой и уже подключенной программой и безлимитным интернетом. Все за счет … школы.
Теперь я могу воочию наблюдать, как проходят занятия. Если коротко: педагог болтает с детьми так, будто они ее друзья. Маркуня, Оливия, Анабелка, ну, давайте же уже, вот сюда посмотрите… Ругается (скорее ворчит), когда дети шалят и кого-то выбрасывают с урока (программа позволяет это сделать).
Если возникают какие-то вопросы по обучению детей — присылает в родительский чат голосовое сообщение.
Ключевым моментом для меня стало то, что Марк начал иногда обращаться к классной на «ты». Я его ругаю, объясняю, что так нельзя, надо соблюдать дистанцию. Но вот в чем дело: он это позволил себе, потому что максимально ей доверяет. Елена Антоновна учила, старалась объяснить что-то, сын воодушевлялся и забывался. И я понимаю, почему: ведь его не ругают, не обзывают «дебилом» и не угрожают автозаками и интернатами.
Так как сын не владеет литовским и не проходил его с первого класса, ему дали педагога, который занимается с ним дополнительно. Бесплатно.
Причем скажу, что, уйдя на удаленку, я сама присела к планшету, чтобы заниматься литовским. И педагог сказала: правильно, давайте вместе. Шок? У меня — да.
Еще помню, как учительница спрашивала детей, какую книгу они прочли на литовском. А Марка, зная, что он не в теме, попросила рассказать про книгу, которую он читает сейчас. Услышав про Стивена Хокинга, похвалила. А я была так благодарна за то, что литовские учителя находят возможность каждому ученику уделить внимание.
Как-то классная передала мне дополнительную тетрадь по математике, которой у нас нет, и сказала: «Если Марк в чем-то не успевает, вы мне говорите, я с ним отдельно позанимаюсь». Она, мол, легко может провести урок дома по Teams. Я стояла на улице под снежным Вильнюсом и не понимала, как так, что в 21 веке учителя хотят помочь твоему ребенку, а не требуют, ругаются и недовольны тем, что твой сын тот еще дурак.
Я впервые увидела, что ребенок учится с радостью, переживает, конечно, немного, что отстает, но все равно я вижу этот интерес и понимаю теперь, откуда он.
И самый важный вопрос, который волнует многих белорусов: нет, ни на ремонт класса, ни на шторы здесь родители деньги не сдают.
Только на бумагу для тех самых распечаток дорогих тетрадей, чтобы помочь друг другу.