Материнский капиталФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН: о Материнском капитале

Автор темы
Татьяна
Участник форума
Всего сообщений: 838
Зарегистрирован: 16.06.2006
Сыновей: 2
Дочерей: 2
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: высшее
Профессия: коммуникационный менеджмент
Многод.организация: МДХ!
Откуда: Москва
Возраст: 55
 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН: о Материнском капитале

Сообщение Татьяна »

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН: О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семьям, имеющим детей, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь и свободное развитие.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут своими нормативными правовыми актами устанавливать дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.



Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, а также улучшения пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки);

материнский (семейный) капитал - обособленные средства федерального бюджета, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, для обеспечения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, реализации указанных мер;

государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 3. Лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки имеют следующие категории граждан Российской Федерации, в том числе проживающие за пределами территории Российской Федерации:

женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка после 1 января 2007 года;

женщина, родившая (усыновившая) третьего или последующего ребенка после 1 января 2007 года, если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки.

2. В случае смерти женщины, указанной в абзаце втором или третьем части первой настоящей статьи, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав, а также в случае совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей), право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к отцу (усыновителю) ребенка (детей) независимо от его гражданства.

3. В случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), указанных в части первой и второй настоящей статьи, объявления их умершими, лишения их родительских прав, совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребенку (детям в равных долях).

4. Лица, указанные в части первой и второй настоящей статьи, приобретают право на дополнительные меры государственной поддержки со дня рождения (усыновления) второго (третьего или последующего) ребенка независимо от периода времени, прошедшего с момента рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей) и осуществляют его в срок, установленный частью первой статьи 7 настоящего Федерального закона.

5. При определении права лиц, указанных в части первой и второй настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки учитываются дети, в отношении которых данные лица не лишены родительских прав, а также наличие у ребенка, с рождением (усыновлением) которого у них возникает право на дополнительные меры государственной поддержки, гражданства Российской Федерации.

Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

1. В целях обеспечения учета и реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств материнского (семейного) капитала осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр).

2. Регистр содержит в себе следующую основную информацию:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у лица при рождении;

3) дата рождения;

5) пол;

6) адрес места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

8) дата включения в регистр;

9) сведения о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, очередность рождения (усыновления));

10) сведения о материнском (семейном) капитале (о размере материнского (семейного) капитала, выборе направления распоряжением им и его использовании);

11) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

3. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами. Порядок ведения регистра, включая порядок, сроки и форму представления вносимых в него сведений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по запросам Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов передают сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.

Статья 5. Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

1. Лицо, указанное в части первой и второй статьи 3 настоящего Федерального закона, законные представители ребенка (детей) в случае, предусмотренном частью третьей статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их заверенными копиями).

Порядок обращения за выдачей государственного сертификата на материнской (семейный) капитал, включая форму заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и инструкцию по его заполнению, перечень документов, которые должны быть приложены к указанному заявлению, а также форма государственного сертификата на материнский (семейный) капитал устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений о фактах государственной регистрации рождения, усыновления, смерти, объявления умершим, лишения родительских прав, совершения умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей), поступивших от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и правоохранительных органов, рассматривает указанное заявление и принимает решение об удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении.

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами (их заверенными копиями).

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее, чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения, направляет лицу, подавшему заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

В случае удовлетворения заявления в уведомлении разъясняется возможность реализации права на дополнительные меры государственной поддержки и получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В случае отказа в удовлетворении заявления в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

4. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять обоснованность выдачи документов (их заверенных копий), удостоверяющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе путем направления запросов в компетентные органы.

Лица, указанные в части первой и второй статьи 3 настоящего Федерального закона, законные представители ребенка (детей) в случае, предусмотренном частью третьей статьи 3 настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность представляемых ими сведений.

5. В случае смерти лица, которому выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо наличия иного основания для прекращения права лица на дополнительные меры государственной поддержки, действие государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, выданного на имя этого лица, прекращается.

В случае перехода права на дополнительные меры государственной поддержки лицу, указанному в части второй статьи 3 настоящего Федерального закона, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал заполняется на его имя и выдается этому лицу.

В случае перехода права на дополнительные меры государственной поддержки к ребенку (детям) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал заполняется на имя ребенка (детей), к которому такое право перешло, и выдается его законному представителю. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо приобретения им (ими) полной дееспособности до достижения им (ими) совершеннолетия законные представители обязаны передать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал ребенку (детям).



Статья 6. Размер материнского (семейного) капитала

1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250 000 рублей.

2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом темпов роста инфляции. Пересмотр размера материнского (семейного) капитала осуществляется до перечисления средств материнского (семейного) капитала в Пенсионный фонд Российской Федерации по заявлению о распоряжении материнским (семейным) капиталом, поданному в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. В таком же порядке осуществляется пересмотр остатка средств материнского (семейного) капитала в результате принятия решения о распоряжении не всей суммой (ее частью) материнского (семейного) капитала.

3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на величину средств, которые были израсходованы при распоряжении этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Ежегодно не позднее 1 сентября текущего года Пенсионный фонд Российской Федерации информирует лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения материнским (семейным) капиталом, - о размере его остатка.



Статья 7. Распоряжение материнским (семейным) капиталом

1. Распоряжение материнским (семейным) капиталом осуществляется лицами, указанными в части первой и второй статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, не ранее чем по истечении трех лет со дня возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала.

В случае, предусмотренном частью третьей статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение материнским (семейным) капиталом осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) полной дееспособности до достижения им (ими) совершеннолетия путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, принимают решение о распоряжении материнским (семейным) капиталом в размере всей суммы материнского (семейного) капитала, либо ее части на следующие направления в соответствии с настоящем Федеральным законом:

приобретение жилья;

получение образования, за исключением образования, получение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется бесплатно;

формирование накопительной части трудовой пенсии для лиц, указанных в абзацах втором и третьем части первой статьи 3 настоящего Федерального закона.

Форма заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом и инструкция по его заполнению, порядок подачи указанного заявления, а также перечень документов, необходимых для реализации соответствующего распоряжения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Заявление о распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки, за исключением случая, установленного пунктом 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, не позднее 1 мая для распоряжения суммой (частью суммы) материнского (семейного) капитала во втором полугодии текущего года и не позднее 1 октября для распоряжения суммой (частью суммы) материнского (семейного) капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи указанного заявления.

4. Заявление о распоряжении материнским (семейным) капиталом с приложением документов, необходимых для реализации соответствующего распоряжения, подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лицом, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, лично или иным способом. В последнем случае установление личности и свидетельствование подлинности подписи гражданина осуществляются:

нотариусом или в порядке, установленном пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации;

должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случаях, если гражданин находится за пределами Российской Федерации.

Днем подачи заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем подачи заявления считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Статья 8. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом

1. Заявление о распоряжении материнским (семейным) капиталом подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами (их заверенными копиями), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом.

В удовлетворении заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть отказано в случае, если:

утрачено право на материнский (семейный) капитал;

заявление подано с нарушением формы и порядка, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

в заявлении указано направление использования суммы (части суммы) материнского (семейного) капитала, не предусмотренное настоящим Федеральным законом;

в заявлении указана сумма (ее части в совокупности), превышающая сумму материнского (семейного) капитала, распорядиться которой вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении материнским (семейным) капиталом.

2. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения, направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении материнским (семейным) капиталом, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления. В случае отказа в удовлетворении заявления в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

Уведомление заявителей производится Пенсионным фондом Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

3. По результатам рассмотрения заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении им.



Статья 9. Перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета и учет их в Пенсионном фонде Российской Федерации

1. Средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации, сформированной на основании заявлений о распоряжении материнским (семейным) капиталом. Порядок перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, включая периодичность и сроки перевода, объем переводимых средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации должно предусматриваться направление соответствующих денежных средств в порядке распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением средств материнского (семейного) капитала, направляемых на формирование накопительной части трудовой пенсии и переданных в доверительное управление управляющим компаниям.

3. Расходы, связанные с ведением федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, изготовлением и выдачей государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также с обеспечением реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом, учитываются в общем объеме расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

4. При исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных с зачислением, использованием и расходованием средств материнского (семейного) капитала ведется Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством.



Статья 10. Направление средств материнского (семейного) капитала на приобретение жилья

1. Средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении им направляются:

на уплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании;

на погашение задолженности по ипотечным кредитам, в том числе привлеченным до момента возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки;

на уплату взносов в рамках жилищно-накопительных программ, программ участия в долевом строительстве;

на покупку жилья путем присоединения средств материнского (семейного) капитала к собственным средствам лиц, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

2. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

3. Жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую долевую собственность детей (в том числе первого, второго и последующего).

4. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение жилья и требования к оформлению и содержанию документов, необходимых для указанного направления, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком

1. Средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении им направляются на получение образования в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на основании договора, заключенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, направляются на оплату:

дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (в том числе платными отделениями);

образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями;

иных расходов, установленных Правительством Российской Федерации.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенка (детей), как родного, так и усыновленного, в том числе первого, второго и последующего ребенка; При этом возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на день начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

3. Правила направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком и требования к оформлению и содержанию документов, необходимых для указанного направления, устанавливаются Правительством Российской Федерации.



Статья 12. Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии

1. Средства материнского (семейного) капитала по заявлению о распоряжении им направляются на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и «О негосударственных пенсионных фондах».

2. Лицо, выбравшее направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии может не чаще одного раза в год отказаться от указанного направления, подав в срок до 31 декабря текущего года заявление об отказе от направления средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, и выбрать иное направление распоряжения им. Форма заявления об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии и инструкция по его заполнению, порядок подачи указанного заявления, порядок и сроки принятия решения по указанному заявлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Лица, указанные в части первой статьи 3 настоящего Закона, вправе учесть суммы материнского (семейного) капитала при назначении трудовой пенсии, подав заявление об учете указанной суммы при определении размера накопительной части трудовой пенсии. Форма заявления об учете указанной суммы при определении размера накопительной части трудовой пенсии и инструкция по его заполнению, порядок подачи указанного заявления, порядок и сроки принятия решения по указанному заявлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.



Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и распространяется на правоотношения, возникшие в связи с рождением (усыновлением) ребенка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.

2. Установить, что подача заявления о распоряжении суммой материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 года осуществляется до 1 октября 2009 года.

Президент Российской Федерации





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона

«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Проект федерального закона разработан в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. в части стимулирования рождения в семье второго ребенка и регулирует отношения, связанные с приобретением и порядком реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки за счет средств материнского (семейного) капитала семьями в связи с рождением второго ребенка.

Проектом федерального закона предусматривается предоставление женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка после 1 января 2007 года, женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка после 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки права на дополнительные меры государственной поддержки. При этом в случае смерти указанных женщин, объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае совершения им умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей), право на дополнительные меры государственной поддержки перейдет к отцу (усыновителю) ребенка (детей) независимо от его гражданства. В случае же смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их умершими, лишения их родительских прав, совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребенку (детям в равных долях).

Под дополнительными мерами государственной поддержки в законопроекте понимаются меры, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных проектом федерального закона.

Обеспечением реализации указанных мер государственной поддержки будет

являться материнский (семейный) капитал - обособленные средства федерального бюджета, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Проектом федерального закона предусматриваются основания возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки, основания перехода и утраты этого права.

В соответствии с проектом федеральном закона право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня возникновения права на них, то есть, по достижении ребенком возраста трех лет либо прошествии трех лет со дня его усыновления.

В целях регистрации права на дополнительные меры государственной поддержки проектом федерального закона будет предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Ведение этого регистра будет осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.

Кроме того, на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы проектом федерального закона будут возложены обязанности по рассмотрению заявлений о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и, соответственно, по выдаче этого сертификата, по направлению уведомлений лицам, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки о результатах рассмотрения указанных заявлений. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделяются правом проверять обоснованность выдачи документов (их заверенных копий), удостоверяющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Проектом федерального закона устанавливается размер материнского (семейного) капитала - 250 тыс.рублей, порядок его пересмотра, а именно, размер указанного капитал будет пересматриваться ежегодно пересматривается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом темпов роста инфляции. Пересмотр размера материнского (семейного) капитала будет осуществляться до перечисления средств материнского (семейного) капитала в Пенсионный фонд Российской Федерации по заявлению о распоряжении материнским (семейным) капиталом.

Проектом федерального закона устанавливается механизм реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, который будет включать порядок подачи заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом, его рассмотрения и принятия по нему решения; перечень направлений распоряжения материнским (семейным) капиталом и условия распоряжения этим капиталом по выбранному направлению.

Так, в соответствии с проектом федерального закона лицо, получившее

государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, сможет принять решение о распоряжении этим капиталом в размере всей суммы материнского (семейного) капитала, либо ее части на:

получение образования (в том числе дополнительных видов образования), за исключением образования, получение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется бесплатно, любым ребенком (как родного, так и усыновленного, в том числе первого, второго и последующего ребенка). При этом возраст лица, на получение образования которого может быть направлена сумма (часть суммы) материнского (семейного) капитала, на момент начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет;

приобретение жилья на территории Российской Федерации;

на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, родившей (усыновившей) второго ребенка либо женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего ребенка, если ранее она не воспользовались правом на предоставление материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка.

Проектом федерального закона предусматриваются основания для перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета и порядок их учета в Пенсионном фонде Российской Федерации, включая учет расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на цели, предусмотренные проектом федерального закона.

В целях более детальной регламентации положений проекта федерального закона им предусматривается делегирование решения ряда вопросов. Так, Правительству Российской Федерации делегируются полномочия по изданию следующих документов:

порядок издания разъяснений в целях единообразного применения норм проекта федерального закона (документом будут определены федеральные органы исполнительной власти, которые будут иметь возможность при необходимости издавать в установленном порядке разъяснения по применению положений проекта федерального закона) (ст. 1 проекта);

порядок обращения за выдачей государственного сертификата на материнской (семейный) капитал, включая форму заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и инструкцию по его заполнению, перечень документов, которые должны быть приложены к указанному заявлению, а также форма государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (ст.5 проекта);

форма заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом и инструкция по его заполнению, порядок подачи указанного заявления, а также перечень документов, необходимых для реализации соответствующего распоряжения (ст. 7 проекта);

порядок перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, включая периодичность и сроки перевода, объем переводимых средств (ст. 9 проекта);

правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение жилья и требования к оформлению и содержанию документов, необходимых для указанного направления (ст. 10 проекта);

правила направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком и требования к оформлению и содержанию документов, необходимых для указанного направления (ст. 11 проекта);



форма заявления об отказе от направления средств (части средств)

материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии и инструкция по его заполнению, порядок подачи указанного заявления, порядок и сроки принятия решения по указанному заявлению (ст. 12 проекта);

форма заявления об учете суммы материнского (семейного) капитала при определении размера накопительной части трудовой пенсии и инструкция по его заполнению, порядок подачи указанного заявления, порядок и сроки принятия решения по указанному заявлению (ст. 12 проекта).

При необходимости Правительству Российской Федерации также делегируется полномочие по утверждению иных сведений, которые должны содержаться в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (ст. 4 проекта).

Решение вопроса порядка ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, включая порядок, сроки и форму представления в него сведений, проектом федерального закона делегируется осуществить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ст. 4 проекта).



ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕКСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона

«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

В соответствии с проектом федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано лицами, которые будут получать государственный сертификат на материнский (семейный), начиная с 2007 года, не ранее 2010 года. В связи с этим объем ассигнований на указанные цели с учетом индексации по уровню инфляции будет предусмотрен в проекте федерального бюджета на 2010 год. Оценочно указанные расходы составят 131,8 млрд. рублей.
Делай что должно и будь что будет.

Реклама
Галина_Н
Участник форума
Всего сообщений: 409
Зарегистрирован: 06.08.2006
 

Сообщение Галина_Н »

Татьяна, это же законопроект пока, не закон. Заголовок надо бы поправить.

Алексей Семёнов
Участник форума
Всего сообщений: 264
Зарегистрирован: 10.10.2006
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Откуда: Коми Республика
 

Сообщение Алексей Семёнов »

Татьяна,
спасибо за оперативность!
Ответственные "многодетки" России, объединяйтесь!

Аватара пользователя
Мама Настенька
Участник форума
Всего сообщений: 1068
Зарегистрирован: 14.06.2007
Я: симпатизирую многодетным
Сыновей: 4
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Многод.организация: не состою
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 42
 Re: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН: о Материнском капитале

Сообщение Мама Настенька »

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsI ... &NodesID=4
Детская лепта

Матери двух и более детей начали пользоваться деньгами, полученными от государства в качестве материнского капитала. Уже по первым шагам обладательниц сертификатов видно, что мало кого из них интересуют вложения в свое пенсионное обеспечение или обучение детей. Другое дело — ипотека, хотя принимать материнский капитал в качестве первоначального взноса банки отказываются.

АНАСТАСИЯ КАРИМОВА
Проблемы материнства и отцовства
Отцу-одиночке Александру Афанасьеву из Нефтекамска за материнский капитал придется побороться в суде. Его сыну от первого брака 14 лет (мать мальчика два года назад была лишена родительских прав), дочке от второго брака полтора года (мать девочки умерла в прошлом году). "В декабре прошлого года я подал заявление в Пенсионный фонд на получение сертификата на материнский капитал, но мне отказали, ссылаясь на то, что мои дети от разных матерей,— рассказывает "Деньгам" Афанасьев.— Хотя матерей у них нет, я для них являюсь и отцом, и матерью. Непонятно, почему нарушается Конституция, в ней ведь сказано, что мужчина и женщина имеют равные родительские права". В начале февраля 2010 года Афанасьев обратился в прокуратуру. Пока ответ — тишина, но он и сам предполагает, что проиграет, и в этом случае собирается обратиться в Конституционный и в Верховный суды. "Дойду и до Европейского,— грозится отец-одиночка.— Я не уверен в победе, но сдаваться без боя не хочу". В Амурской области, вспоминает Афанасьев, был аналогичный случай: отец-одиночка добивался материнского капитала два года. Пришлось побороться за свои права в Верховном суде, и сертификат ему в конечном итоге выдали.

Представитель Пенсионного фонда России (ПФР) Станислав Дегтярев согласен, что закон несовершенен. Право на материнский капитал по замыслу законодателей имеет мать, и только в силу определенных обстоятельств (смерть, лишение родительских прав) оно переходит к отцу. "В случае с отцом из Нефтекамска право на материнский капитал не возникло ни у одной из его жен, поэтому не может перейти к отцу,— объясняет Дегтярев.— Но суд может встать на сторону гражданина".

Помимо этого, замечает Дегтярев, с получением материнского капитала бывает еще одна проблема: в ряде регионов матерям, у которых дети умирали при рождении, отказывали в выдаче сертификата. Женщинам приходилось доказывать свою правоту через суд. "В основе этой проблемы лежит не прихоть сотрудников Пенсионного фонда, а противоречие в законе,— убежден Дегтярев.— Действительно, женщина имеет право получить материнский сертификат, даже если ребенок умер при рождении. Но при этом среди остальных документов она обязана представить в Пенсионный фонд свидетельство о его рождении. Но если ребенок умер при родах или на первой неделе жизни, свидетельство о рождении не выдается". Суд, по словам чиновника, в этих ситуациях, как правило, встает на сторону родителей. "Мы уже неоднократно выражали надежду на то, что законодательство будет скорректировано таким образом, чтобы молодым мамам больше не пришлось попадать в такие ситуации",— добавляет представитель Пенсионного фонда.

В остальном, похоже, особых трудностей с получением материнского капитала не возникает. В этом убедилась корреспондент "Денег", съездив в отделение Пенсионного фонда вместе с мамой трех малышей Мариной Гуленок и ее младшим, годовалым сыном. Подать документы на получение сертификата она собралась только сейчас: отделение пенсионного фонда по СВАО далеко от ее дома.

Отделение, занимающееся материнским капиталом, мало напоминает офис строгой финансовой организации. На подъезде жилого дома, в котором оно расположено, вместо вывески — информационный плакатик о материнском капитале. В кабинете, где принимают документы, летают попугайчики. Женское царство: женщины на приеме документов, в очереди, даже охранник — дама. Мы с Мариной провели в очереди минут сорок, еще полчаса заняло заполнение заявления на получение сертификата. Вообще-то бланк заявления опубликован на сайте ПФР, но в отделении потребовали заполнить именно местный вариант заявления. "Надо переписывать данные всех документов, в первый раз я сделала ошибку, пришлось все заполнять сначала",— жалуется Гуленок. Из документов потребовались: паспорт, зеленая пластиковая карточка Пенсионного фонда, свидетельство о рождении всех детей и документы, подтверждающие их российское гражданство, свидетельство о заключении брака, выписка из домовой книги без копии (ко всем остальным документам требовалось прилагать копии). К слову, о необходимости предоставлять выписку из домовой книги, равно как и пенсионное свидетельство, на сайте ПФР (http://pfrf.ru/family cap recieving/) ничего не сказано. Хорошо, что Марина позвонила в свое отделение перед выездом и записала, какие бумаги потребуются.

Если посмотреть жалобы на тематических форумах, многие из них касаются необходимости брать справки из загса, если у женщины дети от разных браков и мать меняла фамилию. В целом процедура получения сертификата, как показал наш эксперимент, довольно проста. "Выдача сертификата на получение материнского капитала по закону должна производиться в течение месяца после подачи заявления,— рассказывает адвокат московской коллегии адвокатов "Аннэксус" Сергей Башинский.— Однако часто случаются задержки: иногда, как утверждают сотрудники Пенсионного фонда, элементарно не хватает бланков".

Капитальные хроники
Программа "Материнский капитал" стартовала 1 января 2007 года. С этого числа семьи, в которых родился или был усыновлен второй или последующий ребенок, могут рассчитывать на получение денежной суммы, которая ежегодно индексируется с учетом инфляции. В 2010 году набежало 343 тыс. руб. Право на получение этих средств дает специальный сертификат. "Пенсионный фонд выдал уже почти 2 млн сертификатов",— сообщает Станислав Дегтярев из ПФР. Деньги можно направить на улучшение жилищных условий, получение детьми образования или формирование накопительной части трудовой пенсии молодой мамы. И все. Средства, например, нельзя потратить даже на лечение ребенка, если оно потребуется.

"Материнским капиталом можно воспользоваться только после того, как ребенку исполнится три года",— поясняет Станислав Дегтярев. То есть предполагалось, что первые семьи смогут им воспользоваться не ранее 1 января 2010 года. Однако учитывая грянувший кризис, в начале 2009 года правительство выделило два "поднаправления" расходования капитала, к которым семьи могли прибегнуть, не дожидаясь трехлетия ребенка. Поэтому реальные выплаты пошли уже с 2009 года. Первое антикризисное направление — погашение жилищных кредитов. Причем не только тех, которые брались вновь (количество ипотечных сделок в 2009-м резко уменьшилось), но и тех, которые "висели" на семье. Кредит может быть оформлен как на маму ребенка, так и на ее супруга, даже если он не отец ребенка. "Эта антикризисная мера временная — к этому поднаправлению можно прибегать, не дожидаясь трехлетия ребенка, до конца 2010 года,— предупреждает представитель Пенсионного фонда.— После 2010 года жилищные кредиты можно будет гасить только после того, как ребенку исполнится три года".


Марина Гуленок отправилась оформлять материнский капитал вместе с сыном и корреспондентом «Денег» и убедилась, что процедура не так страшна

Вторая антикризисная мера — это единовременная выплата наличными 12 тыс. руб. из средств материнского капитала. Она также носит временный характер — в Пенсионный фонд могут обратиться семьи, в которых второй ребенок родился в период с 1 октября по 31 декабря 2009 года. Кто не успел подать заявление, пусть поспешит: сделать это необходимо не позднее 31 марта 2010 года. "Заявления на обналичивание 12 тыс. руб. подали более 1,55 млн российских семей,— комментирует Станислав Дегтярев.— Более 1,53 млн семей такую выплату уже получили. На погашение жилищных кредитов подано более 127 тыс. заявлений на сумму более 35,3 млрд руб.".

127 тыс. заявлений при 2 млн выданных сертификатов — не так уж много, но это говорит лишь о том, что далеко не у всех возникла необходимость потратить эти деньги в кризис, и ипотека была далеко не у всех. Остальным некуда спешить, можно подождать ожидаемого падения ставок по ипотеке: заявление о распоряжении средствами или частью средств материнского капитала может быть подано в любое время по истечении двух лет и шести месяцев со дня рождения или усыновления ребенка. По основным направлениям, к которым можно было прибегнуть только с 2010 года, ПФР принял уже 1178 заявок. Из них 832 заявки на улучшение жилищных условий на 245,7 млн руб., 320 заявок на обучение детей на 18,8 млн. руб. и 26 заявок на перевод средств на накопительную часть пенсии на 5,17 млн руб. В целом в 2010 году Пенсионный фонд планирует выплатить 102 млрд руб. материнского капитала по всем направлениям. Так или иначе, абсолютный приоритет ипотеки перед другими двумя возможностями потратить материнский капитал уже очевиден.

Ребенок в доле

"Похоже, материнский капитал придуман ради развития ипотеки,— уверен директор Института демографических исследований Игорь Белобородов.— Этот проект дискредитирует демографическую политику. Число детей в семье зависит не от материальных возможностей родителей, а от потребности в детях. Эта потребность не поддается корректировке финансовыми мерами".

Так или иначе, скорректировать в лучшую сторону жилищные условия семей с детьми уже неплохо. Однако, к сожалению, на практике речь пока идет о погашении с помощью материнского капитала действующего кредита на квартиру, а не о использовании этих средств в качестве первоначального взноса при оформлении новой ипотеки.

"Закон не обязывает банки принимать средства материнского капитала, однако не было ни одного банка, который отказался бы их принять,— говорит Станислав Дегтярев из ПФР.— Никаких проблем с банками-кредиторами у ПФР нет". Процедура такова. В банке с сертификата на получение материнского капитала снимают копию; заемщику необходимо заполнить специальное заявление, затем банк готовит документы для ПФР. Затем нужно подать документы на рассмотрение в Пенсионный фонд. Через два месяца, в случае принятия положительного решения, деньги будут переведены на счет, который указан в справке кредитной организации. Если средства направляются на досрочное погашение ипотечного кредита или его части, законом также не оговаривается, будут ли с клиента брать штрафы, это вопрос договора банка и заемщика.

"Наш банк одним из первых реализовал программу использования средств материнского капитала в целях погашения ипотечных кредитов,— рассказывает Татьяна Невская, начальник управления ипотечного кредитования Альфа-банка.— Воспользоваться "материнским" сертификатом может не только женщина, но и ее супруг, если он является стороной кредитного договора. Мы всячески содействуем использованию материнского капитала. Материнский сертификат позволяет снизить платеж по ипотечному кредиту, соответственно, снижаются риски по таким заемщикам. Говорить о невыгодности материнских сертификатов для банков не приходится".

"Схема, при которой материнский капитал используется для погашения уже выданного кредита, не несет рисков для кредитора, и мы активно предоставляем заемщикам такую возможность,— вторит Вадим Пахаленко, директор департамента по работе с финансовыми институтами банка DeltaCredit.— Причем такое погашение кредита у нас в банке возможно даже в период действия моратория на досрочное погашение, без каких-либо штрафных санкций и комиссий. Такие клиенты в соответствии с требованиями ПФР оформляют нотариальное заявление о том, что после погашения ипотеки обязуются оформить квартиру в общую собственность и наделить собственностью ребенка".

Выделение доли каждому ребенку в квартире, приобретенной с использованием материнского капитала,— это, пожалуй, самый непонятный юридический момент для счастливых обладателей детей и сертификата. "Когда я пришла подавать документы на получение сертификата, сразу попросила список того, что нужно для зачета в ипотеку. Самый интересный пункт — это нотариально заверенное обязательство наделить всех детей долей в этой самой квартире,— рассказывает "Деньгам" москвичка Алена Безднина.— Квартира ипотечная — обременение с нее будет снято только после выплаты всего кредита, то есть лет через 15. Что тогда будет, неясно вообще. А обязательство надо писать сейчас. Текст его забавен: выделить ты должен доли "первому, второму, третьему и последующим детям". Интересно, если ты получил капитал за второго, то почему долями должен наделять и третьего и остальных, за которых уже ничего не дают, ведь материнский капитал выдают только раз в жизни?"

Несправедливым Бездниной кажется и то, что подобные требования одинаковы для заемщиков из столицы и из регионов, и размер капитала один и тот же, хотя разница в цене квадратного метра огромна. "У нас этот капитал — стоимость трех квадратных метров квартиры. Их и надо выделить в детские доли потом? — саркастически замечает москвичка.— К тому моменту, когда с квартиры будет снято обременение, двое моих детей уже будут взрослыми, а младший как минимум получит паспорт. И эти взрослые будут считаться детьми, кому мы должны выделить площадь?" Вопросы заемщицы остаются риторическими — все бумаги она подписала, материнский капитал для погашения части ипотеки, взятой в 2003 году в "Сбербанке", ей зачли.


Демографы считают, что материнский капитал подстегнет не столько рождаемость, сколько ипотеку

"Согласно закону, жилье, приобретаемое с использованием средств материнского капитала, должно быть оформлено в общую собственность родителей, детей и иных, совместно с ними проживающих членов семьи,— добавляет Татьяна Невская из Альфа-банка.— Но в случае приобретения жилья с использованием ипотечного кредита в соответствии с принятыми в январе 2009 года изменениями оформление общей собственности нужно произвести в течение шести месяцев после снятия обременения с жилого помещения, то есть уже после исполнения заемщиком обязательств по кредитному договору".

Проще говоря, для банка риски по взысканию залоговой квартиры, если клиент вдруг перестанет платить, не увеличиваются из-за вхождения в число ее владельцев несовершеннолетнего человека — поскольку доля ему расписывается не во время выплат по ипотеке, а уже после. Непонятно, однако, каким образом с родителей будут требовать исполнения подписанных ими обязательств делить квартиру с отпрысками. "Законодатель указывает, что жилое помещение, приобретаемое с участием средств материнского капитала, должно быть оформлено в общую долевую собственность всех членов семьи,— рассказывает Анна Соколова, юрист бизнес-бюро Doc-Net.— Но чем грозит неисполнение этой нормы закона, непонятно. Тут, как во всем нашем законодательстве, пробелы. Пенсионному фонду важно соблюсти процедуру, а там уж сами члены семьи должны отслеживать исполнение этой обязанности".

Может ли заемщик после выплаты кредита без проблем продать приобретенную с привлечением материнского капитала квартиру, не привлекая к этому органы опеки? "Само направление средств материнского капитала не влечет за собой каких-то особенностей по пользованию, распоряжению жилым помещением, приобретенным с участием средств материнского капитала,— отвечает юрист.— Здесь действуют такие же нормы, как и при отчуждении, в частности, иного жилого помещения".

Другое дело, если пытаться войти в ипотеку, используя материнский капитал как первоначальный взнос. В этом случае ребенок должен быть в доле уже при заключении договора, банкам, если что, реализовать такую залоговую квартиру куда труднее, и на эти схемы они не идут.

Корреспондент "Денег" позвонила в несколько банков, представившись потенциальной многодетной заемщицей. В Райффайзенбанке, Альфа-банке и "Абсолюте" подтвердили, что материнские деньги не могут пойти на первоначальный взнос. В "Абсолюте" это объяснили тем, что первый взнос у них принимают только наличными, а материнский капитал обналичить нельзя.

Если не считать, конечно, мошеннических схем, о которых в последние месяцы часто пишут в региональной прессе: разнообразные посредники предлагают, например, многодетной матери заключить фиктивный брак с обладателем ипотеки. Средства материнского капитала направляются на погашение ипотеки, при этом заемщик "возвращает" фиктивной супруге половину этой суммы. Женщина хоть и теряет половину своего материнского капитала, зато другую получает наличными.

На портале chelyabinsk.rfn.ru 26 февраля появилась информация о возбуждении первого уголовного дела по другому факту мошенничества с материнским капиталом: ипотечная фирма в городе Копейске (Челябинская область) предлагала горожанам перевести сертификат в живые деньги, переведя его на счет фирмы за покупку несуществующего жилья. Комиссия за подобную сделку составляла 50-70 тыс. руб., гарантий возврата основной части денег заказчику, конечно, никто не предоставлял. Сейчас следователи пытаются понять, какова роль обладателей сертификата в этом деле: они пострадавшие или все-таки соучастники преступления?

В любом случае, материнский капитал, выступающий куда более серьезным демографическим стимулом в регионах, чем в Москве, и мошенников наверняка будет привлекать в отдалении от столицы: не та цена вопроса для центра.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Материнский капитал»