Кризисы развития у детей ⇐ Психология
Модератор: Lavanda
Информация
-
Автор темыstella
- Участник форума
- Всего сообщений: 4550
- Зарегистрирован: 14.12.2006
- Я: многодетная мама
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Вероиспов.: православное
- Образов.: высшее
- Многод.организация: "МНОГОдетки" СПб
- Откуда: Санкт-Петербург
Кризисы развития у детей
Наиболее характерные признака кризиса развития ребенка 3-х лет:
Кризис 3-х лет
На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная ( познавательная) симптоматика:
- острый интерес к своему изображению в зеркале;
- ребенок «озадачивается» своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностьюЮ например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.
1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
3. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
4. Своеволие. Стремится все делать самю
5. Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Зона ближайшего развития состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя»
Эта сфера деятельности - в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э. Эриксон).
Кризис 3-х лет
На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная ( познавательная) симптоматика:
- острый интерес к своему изображению в зеркале;
- ребенок «озадачивается» своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностьюЮ например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.
1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
3. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
4. Своеволие. Стремится все делать самю
5. Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Зона ближайшего развития состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя»
Эта сфера деятельности - в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э. Эриксон).
-
- Модератоp
- Всего сообщений: 13496
- Зарегистрирован: 21.03.2007
- Я: многодетная мама
- Сыновей: 3
- Дочерей: 4
- Приёмные дети: нет
- Вероиспов.: православное
- Образов.: высшее
- Многод.организация: Большая семьЯ
- Откуда: Моск.область
-
- Участник форума
- Всего сообщений: 1569
- Зарегистрирован: 31.05.2007
- Я: симпатизирую многодетным
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Вероиспов.: православное
- Образов.: высшее
- Профессия: начальник
- Многод.организация: не состою
- Откуда: Москва
- Возраст: 45
-
Автор темыstella
- Участник форума
- Всего сообщений: 4550
- Зарегистрирован: 14.12.2006
- Я: многодетная мама
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Вероиспов.: православное
- Образов.: высшее
- Многод.организация: "МНОГОдетки" СПб
- Откуда: Санкт-Петербург
Для Вас специально:MAMANN:Спасибо! Так понятно![]()
Тем более, 3 года Кольке через 4 месяца. Уже проявляются почти все пункты
ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ 2-Х ЛЕТ ЖИЗНИ:
на что следует обратить внимание родителям:
Отклонения в моторном развитии - изменение общей реакции на окружающее, расстройства пищевого поведения, вегетативно-адаптационных, сенсорных реакций и т. д. Изменение общей реакции на окружающее и вегетативно-инстинктивных реакций проявляется прежде всего в неспособности к адекватному и своевременному приспособлению новорожденного и ребенка грудного возраста к существованию вне организма матери. Это выражается то в гипоактивности и гиподинамии ребенка, то, наоборот, в гипервозбудимости с двигательным беспокойством, повышенной чувствительности к внешним раздражителям, искажении ритма сна и бодрствования, нарушениях пищевого поведения и других вегетативных дисфункциях. Среди нарушений пищевого поведения доминируют слабое или прерывистое сосание, беспокойное поведение у груди, отсутствие удобной позы у груди, вскрикивания во время кормления, инверсия кормления, ранний отказ от груди в сочетании с желудочно-кишечными дискинезиями, дисбактериозом. На 2-ом году жизни такого рода отклонения у ряда детей трансформируются в слабость жевания, избирательность в еде, прием только протертой пищи, запоры.
Расстройства сна доминируют среди вегетативных дисфункций у детей в раннем возрасте. Они касаются периода засыпания, глубины и продолжительности сна. У детей ночной сон прерывистый с частыми просыпаниями с плачем, а старше года с ночными криками. Реже наблюдается гиперсомния.
Частой формой реагирования детей первого года жизни является немотивированный беспричинный крик. Причину его обычно не удается установить, и он не прекращается ни при взятии на руки, ни при укачивании. Такой крик мог неожиданно возникнуть при общем купании, мытье головы, стрижке ногтей и т.д.
Общим признаком является снижение, повышение или извращение различных видов чувствительности, а также непредсказуемость и амбивалентность ответных реакций на те или иные раздражители. К их числу относится зрительная избирательность и застывание взгляда на необычных предметах или явлениях, части целого объекта или предмета. Ряд особенностей имеется и при формировании функции слуха: пальпебро-кохлеарный рефлекс регистрируется обычно своевременно, но способность к локализации звука у многих детей появляется позже возрастных сроков. В 7-9 месяцев дети непостоянно реагируют поворотом головы на речь, свое имя, звуки при отсутстви глухоты. На 2-м году жизни дети могут не реагировать на громкое обращение к ним. В отдельных случаях отмечаются архаичные или регрессивные формы изучения предметов: обнюхивание, облизывание, ощупывание; неприятие новых игрушек, новой обстановки; патологическая привязанность к хорошо известным и знакомым вещам, игрушкам.
Дисфункция созревания нервной системы подтверждается отклонениями в формировании и редукции комплекса оживления, в котором двигательный, вокальный и мимический компонент представлены разлаженно; бедностью мимики; поздним возникновением улыбки, смеха, редкостью его появления, иногда насильственным характером.
Эти симптомокомплексы, степень выраженности каждого из которых может быть индивидуально различной, составляют структуру нервно-психической дезинтеграции и представляют собой клиническое выражение шизофренического генотипа в первые годы жизни.
Последний раз редактировалось stella 28 сен 2007, 11:51, всего редактировалось 1 раз.
-
- Участник форума
- Всего сообщений: 16
- Зарегистрирован: 03.09.2007
- Сыновей: 2
- Дочерей: 4
- Приёмные дети: нет
- Образов.: среднее специальное
- Многод.организация: не состою
- Откуда: Москва
-
Автор темыstella
- Участник форума
- Всего сообщений: 4550
- Зарегистрирован: 14.12.2006
- Я: многодетная мама
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Вероиспов.: православное
- Образов.: высшее
- Многод.организация: "МНОГОдетки" СПб
- Откуда: Санкт-Петербург
Есть, когда приеду со своего семинара из Турции- постараюсь ответить. Надо делать рассылку и запускать её. Там всё и осветимBigMAMA:stella, а есть ли общие рекомендации для родителей,как вести себя с ребенком,когда этот кризис протекает "во всей красе"?
Кто-нибудь возьмется за организацию расслки для многодетных? Я буду вести несколько рубрик...
-
Автор темыstella
- Участник форума
- Всего сообщений: 4550
- Зарегистрирован: 14.12.2006
- Я: многодетная мама
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Вероиспов.: православное
- Образов.: высшее
- Многод.организация: "МНОГОдетки" СПб
- Откуда: Санкт-Петербург
Когда кризис во всей красе - выход один- родителям знать заранее, что это нормально и естественно! не надо паниковать, а методично, терпеливо и настойчиво идти к намеченной цели воспитания, несмотря на поведение ребенка.BigMAMA:stella, а есть ли общие рекомендации для родителей,как вести себя с ребенком,когда этот кризис протекает "во всей красе"?
просто брать его за руку и говорить:" Нам пора идти спать, кушать, играть, купаться и пр."
Спокойный доброжелательный тон родителей в момент истерических выпадов ребенка действует на него успокаивающе и ребенок вполне подчиняется воле родителя. более конкретно- описывайте ситуацию- будем решать вместе.
-
- Участник форума
- Всего сообщений: 192
- Зарегистрирован: 27.06.2007
- Сыновей: 0
- Дочерей: 0
- Приёмные дети: нет
- Откуда: Красногорск
-
Автор темыstella
- Участник форума
- Всего сообщений: 4550
- Зарегистрирован: 14.12.2006
- Я: многодетная мама
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Вероиспов.: православное
- Образов.: высшее
- Многод.организация: "МНОГОдетки" СПб
- Откуда: Санкт-Петербург
По мере появления у меня свободного времени постараюсь изложить. я сейчас готовлю большой семинар в Швецию и никак не успеваю всё сделать. Только вчера вернулась с семинара из Турции- была группа в 40 человек- просто прилично перетрудилась, много работала, даже всего 4 раза искупалась в море...asya:А нельзя ли перечислить все основные возрасты, в которые бывают кризисы? И как долго они длятся (понятно, у всех по-разному, но в среднем)

-
- Участник форума
- Всего сообщений: 38
- Зарегистрирован: 04.10.2007
- Сыновей: 0
- Дочерей: 0
- Приёмные дети: нет
- Откуда: Москва
А не нужны ли в ходе Ваших семинаров грамотные переводчики-синхронисты? В случае положительного ответа имею честь предложить свою кандидатуру :?stella:По мере появления у меня свободного времени постараюсь изложить. я сейчас готовлю большой семинар в Швецию и никак не успеваю всё сделать. Только вчера вернулась с семинара из Турции- была группа в 40 человек- просто прилично перетрудилась, много работала, даже всего 4 раза искупалась в море...
having two languages does not make you a translator or interpreter any more than having two hands makes you a pianist
-
- Участник форума
- Всего сообщений: 674
- Зарегистрирован: 07.06.2007
- Я: симпатизирую многодетным
- Сыновей: 2
- Дочерей: 2
- Приёмные дети: нет
- Вероиспов.: православное
- Образов.: высшее
- Профессия: архитектор
- Многод.организация: не состою
- Возраст: 42
У нас Анютке 4 года и 2 м-ца, все вышеизложенные симптомы у нее налицо, а в 3 года все было спокойно это что- тот самый кризис с таким "опозданием" или что- то другое? Все в семье воспринимают ее поведение спокойно, вот только старшему уж больно сильно достается от нее, он очень сильно переживает. За весь день в саду успевает по ней соскучится, хочет поиграть с ней, а она начинает его тиранить 

борец за справедливость-2001, помощница-2003, медвежонок-2007, принцесска-2009.
-
Автор темыstella
- Участник форума
- Всего сообщений: 4550
- Зарегистрирован: 14.12.2006
- Я: многодетная мама
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Вероиспов.: православное
- Образов.: высшее
- Многод.организация: "МНОГОдетки" СПб
- Откуда: Санкт-Петербург
раньше я работала только с русско-язычной публикой- бывшие граждане СССР. теперь я появлением у меня прибора ГРВ - появились и иностранные клиенты. Я подумаю. буду в Москве- можно встретиться и обсудить. в Москву выезжаю 25 октября и буду там по 20 октября.Илья Ганеев:А не нужны ли в ходе Ваших семинаров грамотные переводчики-синхронисты? В случае положительного ответа имею честь предложить свою кандидатуру :?stella:По мере появления у меня свободного времени постараюсь изложить. я сейчас готовлю большой семинар в Швецию и никак не успеваю всё сделать. Только вчера вернулась с семинара из Турции- была группа в 40 человек- просто прилично перетрудилась, много работала, даже всего 4 раза искупалась в море...
-
- Участник форума
- Всего сообщений: 219
- Зарегистрирован: 25.05.2008
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Вероиспов.: православное
- Образов.: незаконченное высшее
- Многод.организация: не состою
- Откуда: МОСКВА
- Возраст: 44
-
- Участник форума
- Всего сообщений: 20685
- Зарегистрирован: 22.12.2007
- Я: симпатизирую многодетным
- Приёмные дети: нет
- Многод.организация: не состою
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Кризисы развития у детей
Основные признаки кризиса.
1. Потеря детской непосредственности. Вклиниваются переживания:"Как мои поступки выглядят для окружающих?"
2. Появляется манерничанье, примерка "масок". Ребенок что-то из себя изображает.
3. Симптом "горькой конфеты":ребенку плохо, но он этого не показывает.
4. Возникают трудности в послушании или замыкание ребенка в себе.
Основа этих проявлений - возникает новая внутренняя жизнь, складывается новая социальная позиция, потребность в социально-значимой деятельности.
Позиция взрослого.
1. Изменить взаимоотношения с ребенком.
2. Дать максимальную самостоятельность.
3. Изменить тон и средства общения.
4. Повысить требовательность (как ко "взрослому").
1. Потеря детской непосредственности. Вклиниваются переживания:"Как мои поступки выглядят для окружающих?"
2. Появляется манерничанье, примерка "масок". Ребенок что-то из себя изображает.
3. Симптом "горькой конфеты":ребенку плохо, но он этого не показывает.
4. Возникают трудности в послушании или замыкание ребенка в себе.
Основа этих проявлений - возникает новая внутренняя жизнь, складывается новая социальная позиция, потребность в социально-значимой деятельности.
Позиция взрослого.
1. Изменить взаимоотношения с ребенком.
2. Дать максимальную самостоятельность.
3. Изменить тон и средства общения.
4. Повысить требовательность (как ко "взрослому").
-
- Модератоp
- Всего сообщений: 13214
- Зарегистрирован: 02.03.2008
- Я: многодетная мама
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Многод.организация: не состою
- Откуда: москва , цао
Re: Кризисы развития у детей
А вот у нас как-то без кризисов
... Они точно должны быть или не обязательно?

" Можно стучать в запертую дверь с молитвой, но с советами можно войти только в отверстую." ( св. Филарет, митрополит Московский.)
-
- Участник форума
- Всего сообщений: 20685
- Зарегистрирован: 22.12.2007
- Я: симпатизирую многодетным
- Приёмные дети: нет
- Многод.организация: не состою
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Кризисы развития у детей
Не обязательно. Как пойдет. Переосмысление ценностей будет по-любому, а уж у кого как выражается...Это уж зависит от темперамента.olinka:. Они точно должны быть или не обязательно?
-
- Модератоp
- Всего сообщений: 13214
- Зарегистрирован: 02.03.2008
- Я: многодетная мама
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Многод.организация: не состою
- Откуда: москва , цао
Re: Кризисы развития у детей
Фиалка7520, спасибо!
А то я уж задумалась: у всех есть, а мы не имеем...
Впрочем, моя мама говорила, что я была беспроблемным ребенком,а мой "подростковый кризис" проявился после 18 лет, когда я впервые возразила маме.

А то я уж задумалась: у всех есть, а мы не имеем...

Впрочем, моя мама говорила, что я была беспроблемным ребенком,а мой "подростковый кризис" проявился после 18 лет, когда я впервые возразила маме.

" Можно стучать в запертую дверь с молитвой, но с советами можно войти только в отверстую." ( св. Филарет, митрополит Московский.)
Re: Кризисы развития у детей
Кризис семи лет.
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет
Д. Б Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов пишет, что после первых уроков учитель не задает задание на дом. Дети говорят: "А уроки?" Это показывает, что уроки важны для них, так как ставят в определенное отношение к окружающим. Еще одно наблюдение:
перемена в школе Учитель - "гроздь винограда", ученику обязательно нужно дотронуться до учителя. Это остатки прежних отношений, прежних форм общения.
Однако школа - это особое учреждение, это общественное учреждение, где, по словам Гегеля, дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Это преобразование души и есть в собственном смысле слова воспитание.
В последнее время обучение есть и в дошкольном возрастет однако его характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения, включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу - никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.
Важно сформировать у ребенка готовность к школьному обучению , которая предполагает "вращивание" социального правила, однако специальной системы формирования внутренних правил в современной системе дошкольного воспитания не предусмотрено.
Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов (Л. С. Выготский). Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной.
Ж. Пиаже выделил две важные характеристики мышления ребенка дошкольного возраста. Первая касается перехода от дооперационального мышления ребенка дошкольного возраста к операциональному мышлению школьника. Он осуществляется благодаря формированию операций; а операция - это внутреннее действие, ставшее сокращенным, обратимым и координированным с другими действиями в целостную систему. Операция происходит из внешнего действия, из манипулирования с предметами.
Второй феномен, описанный Ж. Пиаже, - феномен эгоцентризма, или центрации. Для того, чтобы стал возможен переход от дооперационального мышления к операциональному, необходимо, чтобы ребенок перешел от центрации к децентрации. Центрация означает, что ребенок может видеть весь мир только со своей точки зрения. Никаких других точек зрения для ребенка сначала не существует. Стать на точку зрения науки, общества ребенок не может.
Исследуя феномен центрации, Д. Б. Эльконин предположил, что в ролевой коллективной игре, то есть в ведущем типе деятельности ребенка-дошкольника, происходят основные процессы, связанные с преодолением "познавательного эгоцентризма". Частое переключение с одной роли на другую в разнообразных играх детей, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводит к систематическому "расшатыванию" представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций.
Благодаря децентрации дети становятся другими, предметом их мысли, их рассуждения становится мысль другого человека. Никакое обучение невозможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребенка. Децентрация формируется таким образом, сначала образуется много центраций, затем происходит дифференциация себя от другого и его точки зрения без того, чтобы на нее реально становиться, а только ее предполагать.
Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития.
1 -- линия формирования произвольного поведения,
2 -- линия овладения средствами и эталонами познавательно деятельности,
3 -- линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка школьному обучению.
Л. С. Выготский выделяет некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет:
1) Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
2) К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи, проигрывают. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.
Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.
(Информация из учебного реферата)
Если позволите, то немного расширю характеристику, которую Фиалка уже предоставила.PGZT:а про кризис 7ми лет может напишите ?
Кризис семи лет.
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет
Д. Б Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов пишет, что после первых уроков учитель не задает задание на дом. Дети говорят: "А уроки?" Это показывает, что уроки важны для них, так как ставят в определенное отношение к окружающим. Еще одно наблюдение:
перемена в школе Учитель - "гроздь винограда", ученику обязательно нужно дотронуться до учителя. Это остатки прежних отношений, прежних форм общения.
Однако школа - это особое учреждение, это общественное учреждение, где, по словам Гегеля, дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Это преобразование души и есть в собственном смысле слова воспитание.
В последнее время обучение есть и в дошкольном возрастет однако его характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения, включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу - никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.
Важно сформировать у ребенка готовность к школьному обучению , которая предполагает "вращивание" социального правила, однако специальной системы формирования внутренних правил в современной системе дошкольного воспитания не предусмотрено.
Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов (Л. С. Выготский). Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной.
Ж. Пиаже выделил две важные характеристики мышления ребенка дошкольного возраста. Первая касается перехода от дооперационального мышления ребенка дошкольного возраста к операциональному мышлению школьника. Он осуществляется благодаря формированию операций; а операция - это внутреннее действие, ставшее сокращенным, обратимым и координированным с другими действиями в целостную систему. Операция происходит из внешнего действия, из манипулирования с предметами.
Второй феномен, описанный Ж. Пиаже, - феномен эгоцентризма, или центрации. Для того, чтобы стал возможен переход от дооперационального мышления к операциональному, необходимо, чтобы ребенок перешел от центрации к децентрации. Центрация означает, что ребенок может видеть весь мир только со своей точки зрения. Никаких других точек зрения для ребенка сначала не существует. Стать на точку зрения науки, общества ребенок не может.
Исследуя феномен центрации, Д. Б. Эльконин предположил, что в ролевой коллективной игре, то есть в ведущем типе деятельности ребенка-дошкольника, происходят основные процессы, связанные с преодолением "познавательного эгоцентризма". Частое переключение с одной роли на другую в разнообразных играх детей, переход с позиции ребенка на позицию взрослого приводит к систематическому "расшатыванию" представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций.
Благодаря децентрации дети становятся другими, предметом их мысли, их рассуждения становится мысль другого человека. Никакое обучение невозможно до тех пор, пока мысль учителя не станет предметом рассуждения ребенка. Децентрация формируется таким образом, сначала образуется много центраций, затем происходит дифференциация себя от другого и его точки зрения без того, чтобы на нее реально становиться, а только ее предполагать.
Итак, к концу дошкольного возраста мы имеем три линии развития.
1 -- линия формирования произвольного поведения,
2 -- линия овладения средствами и эталонами познавательно деятельности,
3 -- линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка школьному обучению.
Л. С. Выготский выделяет некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет:
1) Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
2) К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть глубоко отсталые дети, которые на каждом шагу переживают неудачи, проигрывают. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию.
Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривлянье) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.
(Информация из учебного реферата)
-
Автор темыstella
- Участник форума
- Всего сообщений: 4550
- Зарегистрирован: 14.12.2006
- Я: многодетная мама
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Вероиспов.: православное
- Образов.: высшее
- Многод.организация: "МНОГОдетки" СПб
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Кризисы развития у детей
Без кризисов нет развития, и у ваших детей есть кризисы, только проходят они спокойно и морно. без истерических компонентов. многие психологи считают. что если подросткового бунта нет( разносй степени активности), то это неблагоприятно сказывается на процессе сепарации ( отделения)от родителей( чаще от мамы). многие дети , не прошедшие подросткового бунта лет до 40 и более продолжают детско- родительские отношения со своими родителями и часто свои семьи не хотят( не могут) заводить.olinka:А вот у нас как-то без кризисов... Они точно должны быть или не обязательно?
-
- Модератоp
- Всего сообщений: 13214
- Зарегистрирован: 02.03.2008
- Я: многодетная мама
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Приёмные дети: нет
- Многод.организация: не состою
- Откуда: москва , цао
Re: Кризисы развития у детей
Получается, я "сепарировалась" в 18 лет
.... Не поздновато?
Кстати, я тоже не припомню подросткового бунтарства, мне было комфортно в семье. Неужели "взросление" = "конфликты"?

Кстати, я тоже не припомню подросткового бунтарства, мне было комфортно в семье. Неужели "взросление" = "конфликты"?
" Можно стучать в запертую дверь с молитвой, но с советами можно войти только в отверстую." ( св. Филарет, митрополит Московский.)
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 25 Ответы
- 3093 Просмотры
-
Последнее сообщение Арина Родионовна
-
- 0 Ответы
- 1035 Просмотры
-
Последнее сообщение Индигирка
-
- 0 Ответы
- 1075 Просмотры
-
Последнее сообщение Индигирка
-
- 6 Ответы
- 570 Просмотры
-
Последнее сообщение Море позитива
-
- 2 Ответы
- 440 Просмотры
-
Последнее сообщение Индигирка