Семья - малая церковьО супружеском воздержании во время поста

О православном воспитании, отношения в семье с точки зрения православия

Модератор: olinka

Информация
Посиделки-онлайн: форум православных женщин
---------------------------------
Правила раздела (нарушители лишаются доступа в раздел)
1. Недопустимость оскорблений в адрес как верующих, так и не верующих.
2. Недопустимость клеветы (=любое голословное высказывание, а также обвинение в адрес человека, который не имеет возможности здесь оправдаться).
3. Недопустимость искажения Библейских цитат ( потрудитесь пожалуйста раскрыть Библию и процитировать дословно).
4. Запрещается выдавать свой личный опыт за мнение Церкви, даже не намерено.
5. Слова Бог, Господь, Богородица, имена святых, Церковь (как вселенское собрание живых и усопших верующих во главе с Господом), Библия, Литургия пишутся с большой буквы. Все посты, нарушающие эти правило, будут удаляться.
6. Когда пишете свое сообщение - помните, что кроме вашего оппонента его читает множество невидимых гостей. За каждое слово дадим ответ Господу.
7. Запрещена пропаганда язычества и отрицание основ Православной Веры
8. Желающие поболтать - отправляются в тему "Ну хоочется поговорить с православными".
Модератор раздела
Аватара пользователя
Автор темы
Vakki-Aillis
Участник форума
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 6345
Зарегистрирован: 15.01.2008
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Откуда: Москва
 О супружеском воздержании во время поста

Сообщение Vakki-Aillis » 05 мар 2011, 14:16

Постовое благочестие одного из супругов не должно причинять боль и страдание другому


По мысли святителя Иоанна Златоуста, мир в семейных отношениях не должен приноситься в жертву воздержанию. Об этом он говорит, комментируя то место в Первом послании к коринфянам апостола Павла, которое уже в его эпоху понималось некоторыми христианками как призыв к полному отказу от супружеского общения.

Вот эта цитата из послания апостола Павла: "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1 Кор 7:1-7).

О том, что надлежит различать евхаристические трапезы и особым образом к ним готовиться, апостол пишет в том же послании 11:20-34. Тем самым для апостола Павла супружеская жизнь — это пространство свободы в любви; это внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и евхаристического благочестия.

Поясняя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст акцентирует внимание на том, что семья - это таинство двух, поэтому решения в ней не могут приниматься единолично; они столь же совместны, как совместна и супружеская жизнь. Ключевым для него в приведенной выше цитате является слово "согласие".

Это место из послания апостола Павла к коринфянам святитель Иоанн Златоуст поясняет так: "Не лишайте себе друг от друга, точию по согласию (1 Кор 7:5) — что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж — против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себе; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом (1 Кор 7:3), чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно.

Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда, как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров!"

Христианское благочестие одного из супругов не должно причинять боль и страдание другому. Брак - это взаимодарение; каждый из двух приносит себя, свою жизнь в дар другому, а такие подарки не принято забирать назад. Святитель Иоанн Златоуст отвергает идею скверны, которой брачные узы якобы омрачают сочетавшихся ими.

Эта идея встречается в позднем иудаизме и в ряде гностических сект 2-4 веков, в наши дни мы обнаруживаем ее в сектах тоталитарных, но христианству она не присуща. Супружеские отношения не оскверняют, другое дело, что они отвлекают от молитвы, но не более того. Но с другой стороны, как возможно общение с Богом, цена которого - смута и огорчение в душе человека, разделившего с тобою свою судьбу? Выбор безбрачия возможен до брака, но никак не в нем.

Конфликт между личным благочестием и миром в семье надлежит решать в пользу мира, иначе под угрозой расторжения окажется то единство, на которое супруги испросили в таинстве венчания благословение Церкви.

Вот, что пишет далее святитель Иоанн Златоуст:

"Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Посему апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы (1 Фес 5:17)?

Следовательно, можно и с женою совокупляться и молиться, но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал, молитесь, но да пребываете, потому что (брачное) дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана (1 Кор 7:5). Чтобы ты не подумал, что это — закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А чтобы ты знал, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: невоздержанием вашим (1 Кор 7:5)".

Следует ли из этих слов святителя Иоанна Златоуста, что супруги-христиане должны игнорировать время постов? Отнюдь. Он говорит здесь совершенно об ином - об иерархии ценностей и напоминает о том, что действительно является скверной, а что нет, хотя и отвлекает от молитвы.

Пост - это время сугубой молитвы, отсюда традиция воздержания во время постов. Но если в еде каждый решает для себя сам, сколько и чего он может себе позволить, то в вопросах семейных отношений необходимо учитывать мнение другого супруга, более того, именно это мнение становится решающим в этих вопросах, хотя бы даже это наносило некий ущерб молитвенному настрою более аскетичного из них.

Здесь как в горном восхождении: группа ориентируется не на самого сильного, а на самого слабого и неопытного и свой режим движения выстраивает, исходя именно из его возможностей и уровня подготовки. Восходить надо, но восходить надо вместе. Иначе могут погибнуть все.

Вот почему Церковь не регламентирует ритм и меру брачных отношений, проведя всего лишь две ограничительные линии: они исключаются накануне таинства крещения и причащения. Да, это минимальный уровень, стартовый, если можно так выразиться. А далее - у каждой семьи свои обстоятельства и свой путь к Богу.

О том, какими могут быть эти пути, современный афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, в одном из своих писем писал так: "Ты спрашиваешь меня о супружеских отношениях женатых священников и мирян. Святые Отцы не дают точных определений о том, как должны строиться эти отношения. Это значит, что супружеские отношения есть тема, которая не может быть четко определена, поскольку все люди не могут жить по одному шаблону. Вопрос супружеских отношений Отцы оставляют на рассуждение, любочестие, духовную чуткость и силу каждого человека.

Для того, чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни людей подвизающихся — женатых священников и мирян. Эти люди до сих пор живы, и я с ними знаком. Среди них есть такие, кто, создав семью, вступили в супружескую близость и родили одного, двух или трех детей, после чего живут в девстве. Другие раз в год вступают в супружескую близость ради рождения детей, а все остальное время живут как брат и сестра. Третьи воздерживаются от супружеских отношений во время поста, в потом вступают в супружескую близость. Четвертым не удается исполнить даже этого. Есть супруги, имеющие общение в середине недели, чтобы три дня перед Божественным Причащением и три дня после Него быть в чистоте. Иные спотыкаются и на этом. Потому, явившись после Своего Воскресения апостолам, Христос, дав им власть оставлять грехи, прежде всего сказал им: "Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы... Приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся". Цель в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и любочестием, в соответствии со своими духовными силами.

Конечно, вначале мешает молодость.
Но с течением времени плоть ослабевает и дух может занять господствующее положение. А когда это происходит, то даже женатые люди начинают вкушать что-то малое от божественных наслаждений. Они естественным путем отходят от наслажденией плотских, на которые смотрят уже как на совершенно ничтожные. Так люди, живущие в браке, некоторым образом очищаются и, поднимаясь по легкой, пологой, вьющейся тропе, приходят в Рай. Тогда как монахи восходят в Рай, идя напрямую - по вертикали, карабкаясь по скалам.

Ты должен иметь в виду и то, что проблема супружеских отношений — это не только твоя проблема и ты не имеешь права регулировать этот вопрос сам, но, как пишет апостол Павел: "по согласию", тоже необходимо внимание. Сильный супруг должен ставить себя на место немощного. [...] Прости меня за то, что я зашел в чужой огород, ибо дело монаха — четки, а не подобные темы." Блаженной памяти cтарец Паисий Святогорец. Слова. Т. 4. Семейная жизнь. Суроти, Салоники: Монастырь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; М.: Святая Гора, 2005. С. 69-72.

Последнее касается и меня, однако этот текст я вынужден был написать в связи с полемикой, развернувшейся на разных ресурсах по поводу моего интервью агентству Интерфакс, в каковом, к сожалению, пришлось сократить эти обширные цитаты, важные для понимания позиции Церкви по данному вопросу.

Димитрий Першин, иеромонах

Живой журнал - иеромонах Димитрий Перщин - 05.03.2009.
P.S. На материал о. Димитрия вышла аж целая серия критических статей. Не могу не удержаться от высказывания поддержки о. Димитрия.

Авторы, в общем-то уважаемые и мудрые люди, как-то просмотрели главную суть публикации. И она не о том, что в пост можно и даже не нужно ограничивать супружеские отношения.

Публикация о. Димитрия о том, канонических запретов на супружеские отношения во время поста формально нет, а значит, если супруги по каким-либо причинам будут в них вступать это не является грехом, грехом, разрушающим пост, тем более смертным грехом.

Да, единодушное мнение Церкви - воздержание во время поста для супругов ЖЕЛАТЕЛЬНО, ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО.

Но и к немощам людей, особенно в период молодости должно быть снисхождение. Превыше всех добродетелей - ЛЮБОВЬ. Пост не должен быть причиной нестроений в семье.

Меня всегда поражала с какой легкостью многие пастыри продолжают цитировать, чью-то высказанную ревность не по разуму о том, что нужно обязательно воздерживаться от друг друга во время беременности и кормления грудью.

Вы можете представить нормального 20 - 25 летнего парня, чтобы тот с молодой красивой женой живя под одной крышей, не пожелал бы ее в течение года?

Скажу резко, но от души - я бы всех "ревнителей" благочестия из монастырей (этот ветер пастырского неразумия дует чаще всего оттуда), твердящих о полном воздержании во время беременности и кормления грудью, заставил бы пожить в однокомнатной квартире с какой-нибудь молодой бабой один год. Вот тогда бы я посмотрел, какие бы они песни пели о благочестивом воздержании. Да это же никакой нормальный мужик не утерпит.

У меня такое впечатление, что на форумах очень много импотентов, которые всему этому поддакивают... Или они своих жен не любят. И ли они вообще холостые...

Любимая жена желанна всегда, как и муж. Скажу более - это только в блуде каждая новая женщина всегда вызывает буйную страсть. При длительном супружестве, если между супругами нет НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ, близкие отношения затихают и даже прекращаются. И если через 15 - 20 лет совместной жизни взаимная тяга друг к другу остается сильной, то это не признак блудной страсти, а признак сохраненной ЛЮБВИ, ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ПРОЩЕНИЯ. Кто живет в счастливом браке, меня поймут…

Если у супругов накапливаются взаимные обиды, присутствует раздражение, недовольство - желания друг друга не возникает. Также возникает некий подсознательный конфликт особенно у мужчин. Вроде бы не импотент, женат и супругу должен "любить" регулярно... Но беда-то в том, что супруга нежеланна из-за постоянных ссор и обид, ее постоянных недовольств, желания командовать - причин много. По мнению известного психоаналитика автора трансакционного анализа Эрика Берн" алкоголизм у мужей - это чаще всего подсознательное избегание супружеских отношений с нелюбимой женой. И пьяное состояние и последующий конфликт - это оправдательный повод, дескать, я не виноват - я хотел, жена разозлилась. Формально как "мужчина" не дискредитирован. Думаю, во многом это верно. Читал откровения одного мужчины, который писал: "....видя долгие обиды и озлобление жены у меня все более становились назойливее мысли выпить". Читайте также "Муж пьет. Это моя вина..."

Супружеские отношения такая тонка вещь, тут шаблонами нельзя оперировать. Желательно воздерживаться - да, но если была близость - какой это смертный грех? С точки зрения здравой аскетики нельзя принуждать к высокой степени воздержания молодых людей, у которых просто гормоны и здоровье бьют ключом. Другой вопрос - 40-летним воздерживаться проще...

Кстати, ни разу не слышал, что кто-нибудь из священников, пишущих по этой теме говорил - молодым не стоим брать подвигов воздержания, об этом надо думать в возрасте, а надо так говорить.

Все-таки многодневные посты - это не норма жизни христианина - это некое более высшее духовное состояние, и если кто-то этот подвиг не потянул, разве он пал до ада? Подчеркну ни я, и думаю, ни отец Димитрий и о. Даниил Сысоев (высказывающий аналогичные мысли)не защищают разжение сексуальной похоти.

Разговор ведется о снисходительном отношении к тем, что утерпеть не может, и при этом мучиться, думая, что этим согрешает, чуть ли не смертным грехом.

Сексуальные отношения - сфера, куда даже Бог не вмешивается. Единственное ограничение, которое дает Божие откровение - это воздержание во время месячных.

Нас спасет исполнение двух главных заповедей - Любви к Богу и Любви и к ближнему. Как законное супружеское соитие со взаимными словами любви нежностью - нарушает эти заповеди? Что от этого супруги меньше Бога любить станут?

Думаю, что в основе многих ревнителей воздержание лежит ложное представление, что супружеские отношения - это некая мерзость, грех, и что отношения только для деторождения… тогда для чего была дана человеку возможность оргазма?

Но это не так... а вот чревоугодие - это грех, и блуд грех... Но пищевое послабление в посту и супружеских отношениях - не может быть грехом.

"Милости хочу, а не жертвы" - говорит Господь. Милости и от немощных, и к немощным…. И вот этой милости к немощным я и не вижу в во многих комментариях …

24.03.2008.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви
http://www.semya-rastet.ru/razd/o_supru ... mja_posta/
Детские комнаты из массива, мебель по индивидуальным размерам http://mnogodetok.ru/viewtopic.php?f=36&t=56039

Великую цивилизацию нельзя завоевать извне пока она не разрушит себя изнутри.

Реклама
Аватара пользователя
мама + 3
Участник форума
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 167
Зарегистрирован: 29.06.2009
Я: многодетная мама
Сыновей: 2
Дочерей: 1
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: среднее специальное
Профессия: художник-эмальер
Многод.организация: не состою
Откуда: пушкино
Возраст: 38
 Re: О супружеском воздержании во время поста

Сообщение мама + 3 » 05 мар 2011, 16:49

Очень хорошая статья, побольше бы таких батюшек , как о. Димитрий !

Аватара пользователя
marusya
Модератоp
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 23007
Зарегистрирован: 01.12.2008
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Образов.: высшее
Профессия: сценарист, детский писатель
Многод.организация: не состою
Откуда: минск
 Re: О супружеском воздержании во время поста

Сообщение marusya » 05 мар 2011, 19:39

А мне кроме статьи еще и комент последующий очень понравился!
Респект Максиму Степаненко!!! :good:
У меня один муж, трое детей, четырнадцать книжек, два фикуса и одна крыса. Жизнь прекрасна!

Аватара пользователя
Svetlaya
Участник форума
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 4875
Зарегистрирован: 16.10.2009
Я: многодетная мама
Сыновей: 3
Дочерей: 8
Приёмные дети: нет
Профессия: Счастливая мама, жена священника РПЦ.
Многод.организация: не состою
Откуда: Россия
Возраст: 44
 Re: О супружеском воздержании во время поста

Сообщение Svetlaya » 05 мар 2011, 23:13

Vakki-Aillis, своевременно и трезво :Rose: :Rose: :Rose:
За все тебя Господи благодарю 🙏❤️

Аватара пользователя
Автор темы
Vakki-Aillis
Участник форума
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 6345
Зарегистрирован: 15.01.2008
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Откуда: Москва
 Re: О супружеском воздержании во время поста

Сообщение Vakki-Aillis » 05 мар 2011, 23:51

Svetlaya, спасибо :Rose: но это не мое(итак понятно :-) ), я только выложила :oops:
кстати, я эту статью нашла еще год назад, но как-то повода не было :unknown:
Детские комнаты из массива, мебель по индивидуальным размерам http://mnogodetok.ru/viewtopic.php?f=36&t=56039

Великую цивилизацию нельзя завоевать извне пока она не разрушит себя изнутри.

Аватара пользователя
Аннушка
Модератоp
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 9936
Зарегистрирован: 26.02.2010
Я: многодетная мама
Приёмные дети: есть
Вероиспов.: православное
Профессия: Счастливая мама
Многод.организация: РОО «Совет многодетных родителей»
Откуда: Россия
Возраст: 35
 Re: О супружеском воздержании во время поста

Сообщение Аннушка » 06 мар 2011, 01:10

Vakki-Aillis, Да, о.Дмитрий, в миру о. Михаил Першин - очень хороший и умный батюшка. Знала его лично. приятно его статьи читать! :good:

маняша
Модератоp
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 31212
Зарегистрирован: 15.02.2008
Я: многодетная мама
Сыновей: 3
Дочерей: 8
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Профессия: воспитатель сдс
Многод.организация: РООМС "Солнечный круг"
Откуда: москва-люблино
Возраст: 47
 Re: О супружеском воздержании во время поста

Сообщение маняша » 06 мар 2011, 23:03

Vakki-Aillis:Любимая жена желанна всегда, как и муж. Скажу более - это только в блуде каждая новая женщина всегда вызывает буйную страсть. При длительном супружестве, если между супругами нет НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ, близкие отношения затихают и даже прекращаются. И если через 15 - 20 лет совместной жизни взаимная тяга друг к другу остается сильной, то это не признак блудной страсти, а признак сохраненной ЛЮБВИ, ВЗАИМОПОНИМАНИЯ И ПРОЩЕНИЯ. Кто живет в счастливом браке, меня поймут…
спасибо...аж прослезилась.
93,97,99,02,04,06,08+,10,12,13,16.
Детки выросли- а вещи девать некуда? Роди еще одного!

Аватара пользователя
Катя-Катерина
Участник форума
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 4579
Зарегистрирован: 17.03.2007
Я: многодетная мама
Сыновей: 3
Дочерей: 4
Приёмные дети: нет
Вероиспов.: православное
Профессия: Воспитываю своих замечательных детей
Многод.организация: не состою
Откуда: Россия
 Re: О супружеском воздержании во время поста

Сообщение Катя-Катерина » 06 мар 2011, 23:15

Вот совершенно верная статья.
маняша, я тоже мурашками пошла...

Аватара пользователя
двойняшкина мама
Участник форума
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 2108
Зарегистрирован: 30.08.2009
Я: многодетная мама
Приёмные дети: нет
Многод.организация: не состою
Откуда: москва
 Re: О супружеском воздержании во время поста

Сообщение двойняшкина мама » 06 мар 2011, 23:23

Vakki-Aillis, :Rose: :Rose: :Rose: :Rose: :Rose:

Добавлено спустя 1 минуту 34 секунды:
но мужу показывать не буду эту статью :P ,пусть постится :D :wink:
Начните благодарить Бога за то, что у вас есть, и Он даст вам то, чего вам не хватает...

Аватара пользователя
Автор темы
Vakki-Aillis
Участник форума
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 6345
Зарегистрирован: 15.01.2008
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Приёмные дети: нет
Откуда: Москва
 Re: О супружеском воздержании во время поста

Сообщение Vakki-Aillis » 06 мар 2011, 23:27

двойняшкина мама, :good: :ROFL: :ROFL: :ROFL:
Детские комнаты из массива, мебель по индивидуальным размерам http://mnogodetok.ru/viewtopic.php?f=36&t=56039

Великую цивилизацию нельзя завоевать извне пока она не разрушит себя изнутри.

Аватара пользователя
двойняшкина мама
Участник форума
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 2108
Зарегистрирован: 30.08.2009
Я: многодетная мама
Приёмные дети: нет
Многод.организация: не состою
Откуда: москва
 Re: О супружеском воздержании во время поста

Сообщение двойняшкина мама » 06 мар 2011, 23:30

Vakki-Aillis, :Yahoo!: :D :roll:
Начните благодарить Бога за то, что у вас есть, и Он даст вам то, чего вам не хватает...

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Семья - малая церковь»