Вспомнила про эту тему и свое общание благодаря общению с Ирусик. Все промыслительно!
Нашла в ин-те про икону "Благое Молчание"
http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=4200
Еще ссылка на форум и цитата оттуда:
http://forum.days.ru/replyBig.php?id=43 ... 3507_43532
"Эта икона относится к символическому изображению Иисуса Христа и правильно называется Спас «Благое Молчание».
Тип известен в двух вариантах.
1.Спаситель в образе Ангела. Руки сложены у груди раскрытыми ладонями вовнутрь. Облачение – далматик, украшенный лором и оплечьем. Нимб в форме восьмиконечной звезды.
2.Спаситель имеет юношеский облик. Композиционная схема повторяется. Облачение напоминает далматик.
Надписи: ИС ХС МОЛЧАНИЕ.
Иконография сложилась в XVI веке. Н.В. Покровский считал ее появление случайностью, вызванной «домыслами и толками» древнерусских книжников, вписавших в икону «Благого молчания» имя Христа. Если такая инициатива действительно имела место, - то не совсем неоправданно. К примеру, в третьей песни Канона Пресвятой Богородице Христос назван «начальником тишины». Тип характерен для моленных икон XVII-XVIII веков.
Единого толкования иконы не существует. Она рассматривается в связи с явлением пророку Илие в легком дуновении ветерка: 3 Цар.19,12 «после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]». Затем – как выражение молчаливого смирения, с каким Христос перенес страдания и смерть. Действительно, Сын Божий был послан людям Богом Отцом, и в этом смысле Он посланник – мысль, выраженная Его ангельским ликом. Он следует воле Отца, со смирением и безропотно принимает поругание и казнь «Ис. 53,7: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Староверы принимали икону за олицетворение старообрядчества, вынужденного безмолствовать перед лицом господствующей Церкви. Н.В. Покровский видел в ней аллегорию христианской добродетели молчания и связывал с идеями исихазма: ….формы изображения навеяны были подвигом и учением исихастов: исихасты проводили ангельское житие, помощник их Ангел, отсюда иконографическая форма Ангела, в котором олицетворена идея молчания».
Образ также может быть истолкован как выражение промыслительного терпения, с которым Господь ожидает обращения грешника: « Иез.33,11: Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». Идея ожидания передана жестом рук, спокойно (бездейственно) сложенных у груди. Таким образом, благим молчанием Своим Христос призывает грешников к покаянию во спасение."
«Иконография Господа Иисуса Христа. И.А. Припачкин».
И
очень интересная статья, но очень большая, так что цитирую конкретно про образ "Благое Молчание" и даю ссылку:
http://www.sgu.ru/hram/publication/avangard.php
Образу «Спас Благое Молчание посвящает особую статью выдающийся исследователь церковных древностей Николай Иванович Троицкий (1851-1920). Приступая к анализу иконографии, он сразу же отмечает: « идея иконы «Благое Молчание» не только по внешнему виду (иконографическому рисунку), но и по существу - та же, что идея Софии, идея Премудрости, именно Божественной и Царственной, но не одинаково проявляющейся в истории мира и Церкви. Точнее говоря, эта икона есть образ Лица Мессии – Искупителя, как он дан в пророчествах Исайи о Еммануиле, как Царе и Судии мира». [11]
София – Христос, единосущный Отцу и Духу. Существуют иконы, подписанные «Господь Саваоф Благое Молчание». [12] Восьмиугольный нимб ангела – иконографический признак Бога Отца. Этот же восьмиугольник составляет основание престола иконы Спас Вседержитель. Нередко в таком же восьмиугольнике «в виде голубине» встречается изображение Духа Святого. Это два наложенных друг на друга четырехугольника – известное из александрийской космографии символическое изображение полноты мироздания, соединения земли и неба. София – творящая Ипостась. Она в то же время Всеединое Божественное Сознание, в котором в идеальном виде существует весь сотворенный мир со всеми его возможными историческими судьбами. Восьмиугольный нимб Софии символ семи дней творения и восьмого дня, пакибытия, будущего века. «Но так как будущий век, как таковой, еще никому не известен, не только людям, но и Ангелам, и составляет тайну Промысла Божия, - замечает Н.И. Троицкий, - то и в иконографии это символизировано весьма оригинально и остроумно: восьмой угол в символическом нимбе сокрыт за главою Христа». [13]
Благое Молчание Христа Спасителя – это изображение известного мессианского пророчества Исайи, которое повторяет всякий священник, совершающий проскомидию: «И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стрегущими его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его, кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий моих ведеся на смерть…»(Ис.53, 7-8 ).
Но молчание Софии изображается не сомкнутыми устами и наложенным на них перстом, а сложенными на груди руками. Это знак не столько безмолвия, сколько бездействия. Такое Молчание – символ невысказанности, неявленности, невоплощенности. София – это неизглаголанный Логос. Молчание Софии – символ невоплощенности Предвечного Логоса, а Сама София – это Логос до Воплощения. Таким образом, икона «Спас Благое Молчание» - это образ Иисуса Христа до Его Рождества. "